Итоговый документ суда



                                                                            Дело № И22-5104/2010

   КАССАЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Барнаул                                                                         02 сентября 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего: Шевелевой Р.В.,  

судей: Чупиной Ж.А., Владимировой Э.В.,  

при секретаре: Шалабода Е.Г.,

с участием: прокурора Блохина А.В., адвоката Федина А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу адвоката Федина А.М. на приговор Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 июля 2010 года,  которым

Осипов А.А., не имеющий судимостей,

- осужден по  ч.3 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ  с применением ст.69 ч.3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательное наказание Осипову А.А. определено в 3 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

          Заслушав доклад судьи Шевелевой Р.В., выслушав объяснения адвоката Федина А.М., поддержавшего доводы жалобы об изменении приговора, мнение прокурора Блохина А.В. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия,

    У С Т А Н О В И Л А:

Приговором суда Осипов А.А. признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, в покушении на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере и  незаконном  хранении без цели сбыта наркотических средств в особо крупном размере,  при следующих обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда:

25 марта 2010 года около 15 часов 55 минут, Осипов, имея умысел на незаконный сбыт наркотического средства, находясь в своей квартире, незаконно сбыл И. за 500 рублей наркотическое  средство - гашиш, массой в высушенном состоянии 0,97 грамма, которое И. в этот же день добровольно сдала сотрудникам милиции. В связи с чем, Осипов свои умышленные действия, направленные на совершение незаконного сбыта наркотического средства, не довел до конца по не зависящим от него обстоятельствам.

02 апреля 2010 года около 11 часов 45 минут, Осипов,  имея умысел на незаконный сбыт наркотического средства, находясь в своей квартире, незаконно сбыл И. за 500 рублей наркотическое  средство - гашиш, массой в высушенном состоянии 0,929 грамма, которое И. в этот же день добровольно сдала сотрудникам милиции, в связи с чем, Осипов свои умышленные действия, направленные на совершение незаконного сбыта наркотического средства, не довел до конца по не зависящим от него обстоятельствам.

В период времени с 14 часов 20 минут до 14 часов 35 минут 02 апреля 2010 года по месту жительства Осипова был проведен его личный досмотр, в ходе которого у Осипова было изъято приготовленное для сбыта наркотическое средство - гашиш, общей массой в высушенном состоянии 39,169 грамма. В период времени с 14 часов 55 минут до 16 часов 00 минут 02 апреля 2010 года по месту проживания Осипова был проведен обыск его жилища, в ходе которого было обнаружено и изъято наркотическое средство - гашиш, общей массой в высушенном состоянии 3,174 грамма, что является крупным размером. В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий, наркотическое  средство - гашиш, общей массой в высушенном состоянии 43,272 грамма, что является особо крупным размером, было изъято из незаконного оборота. В связи с чем, Осипов  не довел до конца свой умысел  на сбыт наркотического средства по не зависящим от него обстоятельствам.

Кроме того, Осипов по месту своего жительства хранил  для  личного употребления без цели сбыта растительную смесь, содержащую наркотическое средство JWH-018 ((Нафталин-1-ил)(1-пентил-1Н-индол-3-ил) метанон, массой 0,45 грамма, что является особо крупным размером. В период времени с 14 часов 55 минут до 16 часов 00 минут данное наркотическое средство было обнаружено и изъято в ходе проведенного обыска жилища.

В судебном заседании Осипов А.А. вину в предъявленном обвинении признал и пояснил, что  он употребляет наркотические средства, которые ему привез его знакомый по имени А. Приобретенные у А. наркотические средства он курит сам. Также в гости к нему приходят мужчины и женщины, два раза он продавал «гашиш» своим знакомым в своей комнате в квартире по месту его жительства за 500 рублей. Кроме того, пояснил, что наркотическое средство - гашиш, приобреталось им у знакомого для личного употребления в том виде, в котором оно было изъято, то есть в расфасованном, сам он данное вещество не расфасовывал, знакомый говорил ему,  что он может  продавать наркотик, если кто обратится.

В кассационной жалобе адвокат Федин А.М. находит приговор суда незаконным, необоснованным и подлежащим изменению по следующим основаниям. Полагает, что выводы суда в части признания Осипова А.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Масса наркотического средства по эпизоду от 02.04.2010 года состоит из трех элементов: часть продана И. за 500 рублей, часть выдана Осиповым в ходе личного досмотра, часть изъята в ходе обыска, при этом наркотические средства оформленные личным досмотром и обыском изымались из одного места - из шкафа рядом с кроватью. Суд признал установленным наличие у Осипова умысла на сбыт всей массы изъятого наркотического средства, исходя из того, что гашиш был расфасован в отдельные фрагменты, имеющие общий источник происхождения. Между тем, Осипов пояснил, что наркотик сразу приобретался им в расфасованном виде преимущественно для личного употребления. Доказательств обратного стороной обвинения не представлено. Вместе с тем, систематическое употребление Осиповым гашиша подтверждено заключением наркологической экспертизы. Несмотря на то, что факт незаконного сбыта гашиша, массой 0, 929 грамма 02.04.2010 года Осиповым не отрицается, доказательств того, что остальное количество наркотического средства также было предназначено для сбыта, не добыто. Данные вещества не были непосредственно изъяты из оборота в ходе проверочных закупок. Учитывая наличие по данному обстоятельству неустранимых сомнений, они должны быть истолкованы в пользу Осипова, а его действия в этой части должны быть квалифицированы по ч.3 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ. Дополнительная квалификация действий Осипова за хранение остальной части наркотического средства ухудшит по мнению адвоката положение осужденного. Кроме того, суд при назначении наказания учел ряд смягчающих обстоятельств, в т.ч. и состояние здоровья Осипова. Однако, заболевание осужденного не позволяет ему самостоятельно передвигаться. При таких обстоятельствах, любой, даже самый минимальный срок реального лишения свободы, причинит осужденному чрезмерные страдания, связанные с неприспособленностью мест лишения свободы для существования инвалидов, в связи с чем, у суда имелось законное основание назначить Осипову наказание с применением ст.73 УК РФ, о чем он и просит.

В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель просит оставить ее без удовлетворения, приговор - без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия принимает следующее решение.

С правильностью установления фактических обстоятельств дела никто из сторон не спорит, не имеется оснований для иного вывода и у судебной коллегии, т.к. вина Осипова А.А. в совершении преступлений, помимо признательных показаний осужденного, установлена и подтверждена совокупностью доказательств,  исследованных в судебном заседании, которым суд дал надлежащую оценку в приговоре в соответствии с требованиями ст.73, 297, 307 УПК РФ.

Судебная коллегия полагает, что действия Осипова А.А. правильно квалифицированы судом по эпизоду от 25 марта 2010 года по ст.ст.30 ч.3, 228.1 ч.1 УК РФ, как покушение, то есть умышленные действия, непосредственно направленные на незаконный сбыт наркотических средств, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам, по факту обнаружения у него растительной смеси, содержащей наркотическое средство метанон, массой 0,45 грамма, 02.04.2010 года по ч.2 ст.228 УК РФ как незаконное хранение без цели сбыта наркотического средства в особо крупном размере.

Что касается квалификации действий Осипова А.А. по эпизоду сбыта им в ходе оперативного мероприятия И. наркотического средства «гашиш», а также обнаружения и изъятия аналогичного наркотического средства при его личном досмотре и в ходе проведенного в квартире обыска, общей массой 43,272 грамма, имевших место 02.04.2010 года, то судебная коллегия, вопреки доводам жалобы, находит обоснованными выводы суда о квалификации действий Осипова А.А. в этой части по ч.3 ст.30, п. «г» ч.3 ст.228.1 УК РФ как покушение, то есть умышленные действия, непосредственно направленные на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

         Судебная коллегия полагает, что в судебном заседании на основании исследованных доказательств достоверно установлено, что Осипов 02 апреля 2010 года в ходе оперативного мероприятия незаконно сбыл И. 0,929 грамм наркотического средства  гашиш за 500 рублей, кроме того, при личном досмотре Осипова  и при обыске в его комнате по месту жительства обнаружено и изъято еще  39,169 грамма и 3,174 грамма гашиша, все наркотические вещества хранились в одном месте - в шкафу в комнате у осужденного. Как обоснованно указано в приговоре, установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что Осипов покушался на сбыт всего  наркотического средства, поскольку об умысле на сбыт всего изъятого наркотического средства свидетельствует большой объем обнаруженного у Осипова А.А. наркотического  средства, упакованного  во фрагменты полиэтилена, удобные для сбыта, имеющего общий источник происхождения по сырью и способу изготовления. Об этом же свидетельствуют и действия Осипова А.А., который до проведения обыска в его квартире часть находящегося у него наркотического средства  сбыл И. в ходе проверочной закупки. Более того, сбывал наркотическое средство Осипов и ранее, о чем свидетельствуют показания свидетеля И., приобретавшей у Осипова наркотическое средство, как в ходе оперативного мероприятия 25 марта 2010 года, так и до этого, свидетель Н. также подтвердил, что несколько раз приобретал у Осипова А.А. наркотическое средство. В связи с вышеизложенным, доводы жалобы о доказанности вины Осипова по эпизоду от 02.04.2010 года лишь в покушении на сбыт наркотического средства И. и хранении остального наркотического средства для личного употребления, и в связи с этим о необходимости квалификации действий Осипова А.А. по эпизоду от 02.04.2010 года по ч.3 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ, судебная коллегия находит несостоятельными, т.к. они опровергаются изложенными в приговоре доказательствами, в связи с чем, судебная коллегия оставляет их без удовлетворения.

При назначении Осипову А.А. вида и размера наказания судом обоснованно учтены в соответствии со ст.73 УК РФ судом не установлено, не находит таких оснований и судебная коллегия. Кроме того, вопреки доводам жалобы, в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о невозможности отбывания Осиповым наказания в местах лишения свободы.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не имеется.

     Руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

   О П Р Е Д Е Л И Л А:

Приговор Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 июля 2010 года в отношении Осипова А.А. оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката Федина А.М. - без удовлетворения.

 

          Председательствующий:                                                   Р.В. Шевелева

Судьи:                                                                                 Э.В.Владимирова

 

                                                                                            Ж.А.Чупина