Итоговый документ суда



Судья: Щигорева Л.Е.                                                           № и22-23912/10

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Барнаул       8 июля  2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе:  

председательствующего Друзя А.В.

судей                 Чупиной Ж.А., Колосничих И.П.,

при секретаре  Тильмане Ю.Г.

с участием прокурора  Блохина А.В.

адвоката

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы осужденной Никулиной Л.М. и  адвоката Банниковой Р.А. на приговор Приобского районного суда г. Бийска Алтайского края от 27 мая  2010 года в отношении Никулиной Л.М., осужденной  по ч.3 ст.159 УК РФ,  назначено ей наказание в виде лишения свободы сроком  2 (два) года 6 (шесть) месяцев без штрафа.

В соответствии с ч.ч. 1-4 ст. 73 УК РФ назначенное Никулиной Л. М. наказание постановлено  считать условным, с испытательным сроком  в  2 (два) года 6 (шесть) месяцев.

В соответствии со ст. 73 УК РФ возложено на Никулину Л.М. исполнение  обязанностей: не менять место постоянного жительства  без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного,   являться в указанный орган  для регистрации один раз в месяц, в дни и часы, определенные данным органом.

Исковые требования УФСИН России по Алтайскому краю о взыскании с Никулиной Л.М. материального ущерба, причиненного преступлением удовлетворены. Взыскано с осужденной   в пользу УФСИНа России по Алтайскому краю  за причинение материального ущерба   14 820 рублей 41 копейку.

Заслушав доклад судьи Друзя А.В., выслушав мнение  прокурора,  полагавшую оставить приговор без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Никулина Л.М., согласно приказа №3 от 18 февраля 2008 года была принята на работу на должность главного бухгалтера Государственного Образовательного Учреждения Начального Профессионального учреждения Федеральной Службы Исполнения Наказания России Профессионального Училища №272.

18 февраля 2008 года с Никулиной Л.М. был заключен трудовой договор.

В силу занимаемой должности Никулина Л.М. была наделена правом ведения бухгалтерского учета и начисления денежных средств Федеральной Службы Исполнения Наказания Управления по Алтайскому краю (далее по тексту УФСИН России по Алтайскому краю), предназначенных для выплаты заработной платы сотрудникам   ФБОУ ФСИН России НПО ПУ -272 .

Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 года № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы» утверждена новая система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы. Приложением №3 к приказу УФСИН России по Алтайскому краю от 24 ноября 2008 года №358 были установлены размеры и выплаты стимулирующего характера, применяемые для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы. Во исполнение данных приказов по состоянию на 1 декабря 2008 года главному бухгалтеру Никулиной Л.М. были установлены: должностной оклад в размере 7520 рублей, надбавка за особые условия труда в размере 70 % от должностного оклада, ежемесячная надбавка к должностному окладу по занимаемой штатной должности за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 10% от должностного оклада до 31 декабря 2008 года и ежемесячная надбавка к должностному окладу по занимаемой штатной должности за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 20% от должностного оклада с 1 января 2009 года.

В неустановленное следствием время в период до 12 декабря 2008 года, Никулина Л.М., достоверно зная порядок начисления заработной платы и порядок выплат стимулирующего характера, установленные приказом №358 УФСИН России по Алтайскому краю от 24 ноября 2008 года, изначально запланировала совершить хищение денежных средств,  принадлежащих УФСИН России по Алтайскому краю, путем обмана и злоупотребления доверием одним способом, из одного источника с использованием подложных документов с целью незаконного начисления себе заработной платы с процентной надбавкой за квалификационную категорию в размере 40% от должностного оклада. Согласно занимаемой должности и приложения №3 к приказу УФСИН России по Алтайскому краю от 24 ноября 2008 года №358 Никулина Л.М. не имела права на процентную надбавку за квалификационную категорию в размере 40% от должностного оклада, так как данная надбавка в уголовно-исполнительной системе установлена только педагогическим работникам.

В декабре 2008 года Никулина Л.М., реализуя свой преступный умысел путем обмана и злоупотребления доверием,   с целью хищения денежных средств УФСИН России по Алтайскому   начислила себе заработную плату за декабрь 2008 года в размере 19 025 рублей с учетом, незаконно установленной процентной надбавки 40 % за квалификационную категорию. Сумма к получению на руки составила 16 552 рублей 60 копеек, которую она получила.

Согласно заключению эксперта №741 от 31 декабря 2009 года Никулина Л.М. должна была начислить себе заработную плату за декабрь 2008 года в размере 15566 рублей 40 копеек и получить на руки 13 542 рубля 77 копеек.

Таким образом, Никулина Л.М  похитила денежные средства, принадлежащие УФСИН России по Алтайскому краю в сумме 3 009 рублей 83 копейки .

В  январе 2009   она  начислила себе заработную плату за январь 2009 года в размере 22 489 рублей 80 копеек. Сумма к получению на руки составила 19 769 рублей 80 копеек, которую она получила  2 февраля 2009 года.

 

Согласно заключению эксперта №741 от 31 декабря 2009 года, Никулина Л.М. должна была начислить себе заработную плату за январь 2009 года в размере 16421 рубль 20 копеек и получить на руки 14 295 рублей 14 копеек.

Таким образом, Никулина Л.М.   похитила денежные средства,  в сумме 5 474 рубля 66 копеек .

Кроме этого, она  таким же способом начислила себе заработную плату за февраль 2009 года в размере 14 200 рублей 93 копейки с учетом незаконно установленной процентной надбавки 40 % за квалификационную категорию.

 

Согласно заключению эксперта №741 от 31 декабря 2009 года, Никулина Л.М. должна была начислить себе заработную плату за февраль 2009 года в размере 6918 рублей 40 копеек и получить на руки 6 019 рублей 01 копейку.

 

Своими преступными действиями Никулина Л.М. умышленно, путем злоупотребления доверием, в период с 12 декабря 2008 года по 13 февраля 2009 года, похитила денежные средства в общей сумме 14 820 рублей 41 копейку.

          В суде  Никулина Л.М. вину не признала  и пояснила, что  надбавку в размере 40 % от должностного оклада за квалификационную категорию она себе начисляла в декабре 2008 года, в январе и феврале 2009 года, а затем и получала на законных основаниях, а именно на основании устного, а затем письменного приказа директора ФБОУ ФСИН России НПО ПУ-272 Ж., который был издан последним в декабре 2008 года. О том, что она имеет право на получение указанной процентной надбавки, было ей и другим гл. бухгалтерам разъяснено на семинаре, проводимом в ноябре 2008 года в г. Барнауле. Кроме того, согласно п. 6.2.1 Устава ПУ-272, к педагогическим работникам относится и администрация, а  так как она состояла в должности гл. бухгалтера, то она была отнесена к администрации училища, в связи с чем, имела право на получение указанной процентной надбавки.  С приказом №358  от 24.11.2008г. «Об утверждении  новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы» и инструкцией к этому приказу, ее никто не знакомил, под подпись данный приказ ей никто не вручал. Директор Ж., подписывая составленные ею расчетные и платежные ведомости за декабрь 2008 года, январь и февраль 2009 года, никаких претензий по поводу  40% надбавки, ей не высказывал.   Она полагает, что директор Ж. и главный бухгалтер С. ее оговаривают, в связи с возникшими между ними неприязненными отношениями. Исковые требования она не признает в полном объеме.

 

          В кассационной  жалобе  осужденная не согласна с приговором. Поясняет, что зарплату получала с учетом 40-ой надбавки и считает это правильным, поскольку об этом   был приказ директора  Ж. устный , а затем письменный. Считает, что указанная надбавка касается администрации училища, а она, как бухгалтер относит себя к администрации. Уверена, что дело заказное, сфальсифицировано. Не согласна с протоколом судебного заседания, поскольку он не полный  по содержанию.

          Адвокат Банникова Р.А., в защиту интересов Никулиной Л.М., просит об отмене приговора и прекращении дела. Считает, что умысел на хищение денег у осужденной не доказан, поскольку она неоднократно обращалась за разъяснениями  к директору  училища и бухгалтерию УФСИНа  о 40-ой надбавке и поняла, что она к ней применима. В данном случае, по мнению адвоката, имеет  место добросовестное  заблуждение , а не преступный умысел.

         

В возражении на кассационную жалобу осужденной  прокурор  просит приговор оставить без изменения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит, что приговор является правильным.

        Сама Никулина не отрицала факты начислений и получения  зарплаты с учетом 40-ой надбавки.

         Представитель потерпевшего Ж. в судебном заседании подтвердил , что  бухгалтер Никулина Л.М. в период своей работы в декабре 2008 года, январе и феврале 2009 года, необоснованно начисляла и получала  надбавку к заработной плате за квалификационную категорию в размер 40 % от должностного оклада, ему стало известно после проведенной в июне 2009 года ревизии. Никакого приказа в отношении Никулиной Л.М. о выплате ей ежемесячной 40% надбавки за квалификационную  категорию он не издавал и издать не мог, так как право на данную доплату имеют лишь мастера и преподаватели их училища, которые непосредственно участвуют в обучении воспитанников колонии. Он действительно подписывал расчетные и платежные ведомости, которые составлялись гл. бухгалтером Никулиной Л.М.,  так как  доверял ей . Никулина была ознакомлена с приказом №358  от 24.11.2008г. «Об утверждении  новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы» и инструкцией к этому приказу, кроме того, она ездила на семинар в г. Барнаул,  в связи с введением данного закона в действие. Она обязана была в силу своих должностных обязанностей руководствоваться данным приказом при начислении себе и другим сотрудникам выплат стимулирующего характера. Причин для оговора Никулиной Л.М. у него не имеется.

       Свидетель С. в судебном заседании показала, что в ходе проведенной в июне 2009 года ревизии было выявлено, что гл. бухгалтером Никулиной Л.М., необоснованно была  начислена 40% надбавка от размера оклада за квалификационную категорию в декабре 2008 года, январе и феврале 2009 года, необоснованно данная доплата была указана Никулиной и в карточках-справках на ее (Никулиной) имя за 2008 год и за 2009 год. Никулина Л.М. не имела право на получение данного вида доплаты, так как право на получение указанного вида доплаты имеют лишь преподаватели, которые непосредственно занимаются обучением воспитанников колонии.   

         Из показаний свидетеля Т. видно, что  в ходе ревизии, было установлено, что  Никулиной Л.М. самовольно была начислена себе за несколько месяцев доплата к заработной плате за квалификационную категорию. Данная надбавка  начисляется на основании приказа  №358  от 24.11.2008г. «Об утверждении  новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы» и инструкцией к этому приказу. Никулина Л.М. не осуществляла преподавательскую деятельность, в связи с чем, она не имела право на получение указанного вида надбавки.  Никаких приказов в отношении Никулиной Л.М. о начислении ей доплаты за квалификационную категорию не было.  

       Свидетель К. в судебном заседании также  подтвердила, что в ноябре 2008 года главный бухгалтер ПУ-272 - Никулина Л.М. присутствовала на семинаре, проводимом в связи с введением новой системы оплаты труда. В ходе семинара всем присутствующим было разъяснено, что право на процентную надбавку за квалификационную категорию,  в соответствии с приказом №358 от 24.11.2008г., имеют только преподаватели в размере 20%, 30%, 40%, в зависимости от квалификационной категории.  

       Таким образом, исследовав  собранные  по делу материалы в совокупности, суд сделал  правильный вывод о виновности Никулиной Л.М. и действия её квалифицировал правильно, согласно требованию закона.

        Доводы осужденной о том, что был приказ о доплате 40-ой  надбавке, не нашёл своего подтверждения, напротив , опровергнут материалами дела.  Так же Никулина не относится к категории преподавателей, мастеров и администрации.

         Голословным является заявление осужденной и фальсификации  уголовного дела и оговоре её работниками училища.

          Что касается несогласия с протоколом судебного заседания, то замечания  Никулиной  на протокол   судом рассмотрены в установленный срок  и признаны не обоснованными, с чем осужденная согласилась.

          При определении вида и размера наказания Никулиной, суд учёл  характер и степень общественной опасности содеянного,  данные о личности виновной,  конкретные обстоятельства дела, обстоятельства, смягчающие наказание.

           Оснований для отмены или изменения приговора не усматривается.

   Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Приговор Приобского районного суда г.Бийска Алтайского края от 27 мая 2010 года в отношении Никулиной Л.М. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий:      А.В. Друзь

Судьи:       Ж.А. Чупина

                                                                                                 

      И.П.  Колосничих

Подготовил помощник судьи Тильман Ю.Г.