Итоговый документ суда



Судья: Захарова Е.А.                                                           № 22-782\2011                                                                                                                                                                                                                                                                                          КАССАЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Барнаул                      17 февраля 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе  

председательствующего: Науменко Т.В.

судей: Гладких Л.В., Кононовой Л.С.

с участием прокурора: Атабаевой Т.Ш.

адвоката: Сапрыкиной И.Н.

при секретаре Глуховой Г.Ю.

рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденного 

Кулакова А.Ю., потерпевшей Р., адвоката Сапрыкиной

И.Н. на приговор Рубцовского городского суда  Алтайского края

от 21 декабря 2010 года, в отношении

   Кулакова А. А.,  ранее не судимого,

- Осужденного по ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ к 6  (шести)  годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения Кулакову  А.А. до вступления приговора в законную силу постановлено оставить прежней -  «заключение под стражу», после чего отменить.

Вещественное доказательство -  нож, хранящийся при уголовном деле, после вступления приговора в законную силу уничтожить; халат Р., хранящийся при уголовном деле, после вступления приговора  в законную силу, передать Р..

     Заслушав доклад судьи Гладких Л.В, объяснение адвоката Сапрыкиной И.Н,  поддержавшей доводы жалоб,  потерпевшей Р., просившей об отмене приговора,  мнение прокурора Атабаевой Т.Ш, полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия

                                  УСТАНОВИЛА:

 

Кулаков А.А. осужден за  покушение на убийство в г. Р. при следующих обстоятельствах.

02.05.2010 года в период времени с 22 часов 00 минут до 23 часов 35 минут Кулаков А.А. пришел к своей знакомой Р., проживающей по адресу:  г. Р., ул., где они и К. распивали спиртное, с ними находилась П..  После распития спиртного Р. попросила Кулакова уйти,  на этой почве между ними произошла ссора, в ходе которой у Кулакова А.А. на почве личных неприязненных отношений к Р. возник умысел на убийство последней. Реализуя  который Кулаков А.А.  достал из кармана нож и со словами, что отрежет ей голову, стал наносить удар ножом в жизненно важный орган - шею, сидевшей на кресле Р..

Однако, Р., испугавшись угроз и действий Кулакова А.А., закрыла шею  от удара левой рукой, в результате чего Кулаков А.А. не смог нанести удар в шею и попал указанным ножом в левую ключичную область Р..

 Кулаков А.А. не довел свой преступный умысел на убийство  Р. до конца по не зависящим от него обстоятельствам, поскольку  Р. оказала сопротивление - подставив руку от удара ножом, а также в связи с тем, что дальнейшие действия Кулакова А.А.  были пресечены  К..

Своими преступными действиями Кулаков А.А. причинил  Р. раны в левой ключичной области (1), в средней трети левого предплечья (1),  причинившие легкий вред  здоровью, так как повлекли кратковременное его расстройство на срок не  свыше 3 недель.

В суде  Кулаков А.А.  вину признал частично.

В кассационной жалобе потерпевшая Р.  просит отменить приговор, уголовное дело производством прекратить. Считает приговор необоснованным и слишком суровым.  Суд дал неправильную оценку ее показаниям в судебном заседании. Несмотря на наличие скандала и высказанных осужденным из ревности претензий - она не допускала, что  Кулаков может ее убить. Ей ничего не мешало убежать, удар пришелся в ее сторону по стечению обстоятельств. Оценивает свои показания, данные следователю, как слишком эмоциональные.  Считает, что Кулаков не хотел ее убивать. Назначенное наказание считает несправедливым, поскольку Кулаков раскаялся, никогда не совершал преступлений, работал. Суд не принял во внимание ее мнение о мере наказания. Потерпевшая указывает, что простила Кулакова.

В кассационной жалобе осужденный Кулаков А.А. просит  об отмене приговора и прекращении дела за отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. ст. 30 ч.3, ч.1 ст. 105 УК РФ. Доказательств умысла на убийство у суда не было. Кроме того, автор жалобы указывает, что суд не в полной мере учел ряд смягчающих обстоятельств - мнение потерпевшей об условном наказании,  отсутствие судимостей.

В кассационной жалобе адвокат Сапрыкина И.Н. так же  просит об отмене приговора и прекращении производства по делу, поскольку выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Учитывая сложившиеся между потерпевшей и осужденным отношения, они стали если не нормой, то привычными, но никогда Кулаков не имел намерения убивать Р.. После причинения побоев они мирились и продолжали сожительствовать. По показаниям Кулакова и К. удар по потерпевшей пришелся в процессе борьбы, случайно. Свидетель П. могла оговорить Кулакова, что бы ее сожитель К., который после случившегося избил Кулакова, избежал уголовной ответственности.

Поведение потерпевшей непосредственно перед причинением ей телесного повреждения Кулаковым свидетельствует о том, что она не боялась Кулакова. Показания потерпевшей противоречивы, что свидетельствует о их неправдивости.

Суд незаслуженно критически оценил показания свидетеля К..  Судебное следствие проведено не полно - суд отказал в удовлетворении ходатайства защиты о назначении комплексной медико-криминалистической экспертизы. Противоречия в двух имеющихся экспертизах необходимо устранять. Допрос в судебном заседании эксперта С. - недостаточен.  Обвинение не представило суду достаточно доказательств вины осужденного. Адвокат считает, что при   назначении  наказания суд не учел смягчающие обстоятельства, являющиеся основанием для применения ст. 73 УК РФ.

Проверив материалы дела, судебная коллегия принимает следующее решение.

Фактические обстоятельства дела установлены судом правильно, а выводы о виновности осужденного основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах.

Так, при осмотре места происшествия от 03.05.2010 г.- кухни, расположенной в секции №  по ул. в г. Р. был изъят нож  со следами рук и веществом бурого цвета (т.1 л.д. 15-19),

Протоколом изъятия  от 04.05.2010 г. установлено, что у С.Е.Н. был изъят  принадлежащий Р. халат с пятнами бурого цвета  в области груди и порезами (т.1 л.д.20) Заключением эксперта № 500-МК от 27.05.2010г., установлено, что повреждения на левой поле халата Р. причинены поступательно- возвратными колюще-режущими воздействиями плоским клинковым объектом (орудием, предметом типа ножа).

При проверке показаний на месте от 23.06.2010 г.,  в кухне секции  №  дома №  по ул. в г. Р.  Р. указала, где она сидела и где между ней и Кулаковым произошел конфликт, указала, где стоял Кулаков, когда говорил, что «отрежет ей голову», пояснила, как Кулаков  достал из внутреннего кармана куртки нож с зеленой ручкой  и со словами, что отрежет ей голову, кинулся в ее сторону, замахиваясь ножом, держа нож в правой руке. Р. пояснила, что Кулаков, целясь ей в шею, нанес ей удар, но она успела закрыться рукой и оттолкнула его ногой, при этом продемонстрировала, как Кулаков наносил ей удары в шею. Затем Р. пояснила, что на кухню  зашел К. и выбил у Кулакова нож, бросил его на пол (т.1 л.д.51-61),

Заключением эксперта № 295/1614 от 24.05.2010 у Р. обнаружены  повреждения: раны в левой ключичной области (1), в средней трети левого предплечья (1). Эти повреждения могли образоваться в срок 02.05.2010 г. в результате 2х кратного действия острого (колюще-режущего) объекта, которые причинили как каждая в отдельности так и вместе взятые легкий вред  здоровью, так как повлекли кратковременное его расстройство на срок не  свыше 3-х недель. (т.1 л.д. 146),

Показаниями  потерпевшей Р. установлено, что с Кулаковым она  сожительствовала около 5 лет. С начала текущего года они  прекратили совместное проживание, но продолжают общаться. 01.05.2010 года она находилась на общей кухне в малосемейке с соседями К. и П., они выпивали спиртное. Затем пришел Кулаков,  который находился в состоянии алкогольного опьянения. Через некоторое время  она попросила  Кулакова  уйти домой, но он не хотел уходить, между ними возникла словесная перепалка. П. в это время была на кухне, К.  вышел.  Кулаков  взял нож,  начал угрожать ей на почве ревности, говорил, что отрежет ей голову и не уйдет, пока не отрежет ей голову.

Он  ножом нанес ей рану, при этом рука Кулакова была направлена в сторону шеи,  увидев нож перед лицом, она поняла, что   Кулаков может попасть в шею. П. закричала, так как испугалась,  на ее крик забежал  К.,  отобрал у Кулакова нож и стал  выводить его к  выходу. Затем пришли родители и вызвали скорую помощь. Повреждения у нее были на руке и на ключице. На четвертый день  Кулаков позвонил ей в больницу, говорил, что ничего не помнит.

Свидетель П. показала о том, что около 01 часа  между Р. и Кулаковым произошел  конфликт. P.  хотела позвонить матери, попросить, чтобы пришел отец и успокоил  Кулакова. Последний в это время забирал у Р. телефон. Кулаков также выхватил  у Р. из рук нож, но К. забрал у Кулакова нож и кинул его под стол. После этого Кулаков продолжал вести себя агрессивно, кричал, что  убьет Р., отрежет ей голову, повторял это неоднократно. С этими словами Кулаков вытащил из куртки нож с зеленой ручкой, кинулся на Р., нож при этом он держал в правой руке, рука была согнута, со словами,  что отрежет Р. голову, нанес последней удар. Куда Кулаков метился: в горло или в сердце, она не поняла. Р. успела закрыться, поэтому  удар получился скользящий. Кулаков порезал Р. руку  и попал в область  шеи. Потом Кулаков снова хотел кинуться на Р., но в кухню зашел К., который выбил нож у Кулакова, ударив его несколько раз. Кулаков после этого хотел убежать, но К. его не отпускал.  Она очень испугалась, подумала, что Кулаков убьет Р., побежала к матери Р., которая вызвала милицию и скорую, затем  вернулась  вместе с родителями Р.. (т.1 л.д. 124-128)

После оглашения показаний, данных ею на  предварительном следствии, П. их  полностью подтвердила.

Свидетели С.Е.Н. и С.В.Г.  показали, что Р.- их дочь. Кулаков ранее  сожительствовал с ее дочерью  около 5 лет, на протяжении всего времени он ее избивал.  О случившемся они узнали со слов дочери.

Когда они пришли на кухню, увидели, что  у   дочери  была порезана левая рука и шея, текла кровь. Сосед  К. сказал, что нож  он выбил из рук Кулакова и не дал ему  ее убить.  

 Свидетель С. показала, что она проводила судебно-медицинскую экспертизу Р. на основании представленных ей документов. Обнаруженные у Р. повреждения  могли образоваться как от одного удара, так и от двух ударов. В условиях самообороны, когда потерпевший закрывается руками, раны могли быть причинены  предметом, у которого имеется острая и тупая поверхности. В данном случае   обе раны имелись на левой стороне туловища и  при мысленном моделировании ситуации в надключичной области они образовались  от воздействия острого конца ножа, т.е. колото-резаная рана, а на предплечье- резаная рана, которая могла быть причинена  лезвием ножа. О направленности орудия  можно судить только по ранам на туловище, а не повреждениям на одежде,  поскольку одежда может смещаться.

Свидетель К. ст. следователь  Рубцовского МСО СУ СК при прокуратуре РФ по АК показала, что  работая по данному делу она допрашивала потерпевшую Р.. Протокол допроса был записан со слов потерпевшей, которая по окончанию допроса была ознакомлена с текстом допроса, замечаний, дополнений от нее не поступило. В ходе работы Р. поясняла, что она опасается за свою жизнь, поскольку Кулаков ей неоднократно угрожал. Кроме того, она проводила допрос Кулакова в качестве подозреваемого и обвиняемого, все следственные действия проводились с участием адвоката,  у Кулакова была возможность до начала допроса пообщаться с адвокатом. Протокол допроса записывался со слов Кулакова. По окончанию  допроса  Кулаков и его адвокат были ознакомлены с текстом протокола, замечаний и дополнений  ни от кого не поступало.

С учетом  исследованных доказательств действиям осужденного дана верная юридическая оценка по ч. 3 ст.30, ч.1  ст.105 УК РФ, как покушение на убийство,  то есть умышленные действия лица, непосредственно направленные на причинение смерти другому человеку,  если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Доводы, приведенные в жалобах являются несостоятельными и не влекут изменение или отмену приговора.

Так доводы об отсутствии умысла на убийство у осужденного судом рассматривались и обоснованно отвергнуты в приговоре.

При этом суд исходил из показаний потерпевшей  о том, что во время словесной перепалки Кулаков закричал, что отрежет  ей голову, и никуда не уйдет, пока не отрежет, затем Кулаков  вытащил нож,  сразу кинулся к ней, рука  при этом была согнута в локте, нож обращен  лезвием в ее сторону, Кулаков метился ей в шею; а так же из показаний  непосредственного очевидца произошедшего - свидетеля  П., показавшей, что Кулаков вел себя  агрессивно, кричал, что  убьет Р., отрежет ей голову, повторял это неоднократно, затем вытащив из куртки нож, кинулся на Р. со словами,  что отрежет Р. голову, нанес последней удар. Об умысле  Кулакова на  лишение потерпевшей жизни, кроме вышеуказанных показаний потерпевшей и свидетелей,  свидетельствует, как обоснованно указано в приговоре, способ и орудие преступления,  механизм образования, локализация, (нанесение удара в жизненно важный орган -шею ножом, то есть предметом с повышенной поражающей способностью).

Осужденный высказывал  неоднократные угрозы потерпевшей о том,  что отрежет ей голову и приступил к реализации своего умысла.

 Кроме того, об умысле на причинение смерти потерпевшей свидетельствует и поведение  Кулакова до и после нанесения удара: он первым начал конфликт, высказывал словесные угрозы в адрес потерпевшей, говорил, что убьет ее, отрежет ей голову;  кинулся на потерпевшею, когда она оттолкнула его вновь пытался нанести удар, однако К. выбил у него из руки нож.

Суд обоснованно пришел к выводу, что умысел  на убийство не был доведен Кулаковым до конца по независящим от него обстоятельствам,  то есть  Кулаков  предпринял все действия по причинению смерти  Р., но желаемый результат не наступил по независящим от его воли обстоятельствам, поскольку Р. оказала сопротивление, подставив руку от удара ножом, а также в связи с тем, что дальнейшие действия Кулакова А.А.  были пресечены  К., который выбил из руки Кулакова нож, потащив его к выходу.

Показания свидетелей так же оценены судом с соблюдением требований ст. ст. 87, 88 УПК РФ.

Суд критически  оценил показания свидетеля К., мотивировав свое решение.

Доводы о том, что  П. могла оговорить осужденного, являются не подтвержденным предположением.

Наказание осужденному назначено с соблюдением требований ст. ст. 6, 60 УК РФ.

При определении вида и размера наказания суд учел:

характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося  к категории  особо тяжких преступлений, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, мнение потерпевшей о наказании, которая просила назначить наказание, не связанное с лишением свободы, личность осужденного, который ранее не судим,  по месту жительства  участковым инспектором милиции  характеризуется удовлетворительно,  по месту работы  - положительно, смягчающие наказание обстоятельства,  в качестве которых суд, в силу ст.61 УК РФ, признал частичное признание вины,  объяснение Кулакова А.А. от 03.05.2010 г.,  которое суд расценил как активное способствование раскрытию преступления,  молодой возраст осужденного.

Отягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК РФ, не установлено.

Таким образом, судом учтена вся совокупность  обстоятельств, установленных по делу для определения  меры наказания осужденному.

Назначение наказания в виде реального лишения свободы судом мотивировано.

Оснований для назначения менее строгого наказания и применения положений ст. 73, ст. 64 УК РФ суд  не усмотрел, не находит таковых и судебная коллегия. Оно является законным, обоснованным и справедливым.

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора не установлено.

      

Руководствуясь ст.ст.377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

                                            ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Рубцовского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2010 года в отношении Кулакова А. А.  оставить без изменения.

Кассационные жалобы  потерпевшей, осужденного, адвоката - оставить без удовлетворения.

Председательствующий:                                                Т.В. Науменко

Судьи:                                                                               Л.В.Гладких                                                                                                    

                                                                                          

                                                                                          Л.С.Кононова