Итоговый документ суда



Дело № 22- 1527- 2011г.

       

      К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Барнаул                                                  31 марта  2011г.

Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе

Председательствующего  Кулаковой Е.В.

Судей  Бусаргиной  Г.Л.  Фефеловой Л.М.

При секретаре Сироткиной Е.В.

рассмотрела в судебном заседании  от  31 марта  2011г.

кассационную жалобу адвоката Горохова О.Б.  

на приговор Новоалтайского городского суда   от  26 января 2011 года

которым  Маевский А.С.

- осужден по ст. 70 УК РФ, частично присоединено не отбытое наказание  по приговору от 20 апреля 2010 года и окончательно определено к отбытию 7 лет 6 месяцев лишения свободы    в исправительной колонии   строгого режима.

Заслушав доклад судьи Бусаргиной Г.Л.,  выслушав объяснения  адвоката Горохова О.Б., поддержавшего доводы жалобы,  мнение прокурора Ильиных С.А.,  полагавшего приговор оставить без изменения, судебная коллегия

                                       У С Т А Н О В И Л А:

   Приговором  суда Маевский  осужден за умышленное причинение  тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.  

В  период времени с  08 час.30 мин. до 09 час. 30 мин. 17 июля 2010 года      между Маевским и Б., находящимися  в районе пересечения улиц С-ой и В-я в г. Х.,  возникла ссора из-за высказываний Б.  по поводу неправильного образа жизни Маевского.    На почве возникших личных неприязненных отношений в результате ссоры, у Маевского  возник умысел на  причинение тяжкого вреда здоровью Б.

Реализуя возникший умысел, Маевский  умышленно нанес ему   не менее 3 ударов  руками   по голове. После чего его действия были пресечены  посторонними людьми, Маевский ушел домой. Однако, продолжая реализацию   возникшего умысла, Маевский в период времени  с 09 час. 30 мин до 10 час. 25 минут того же дня, пришел к дому Б. в г. Х. по ул. Н-ка, 1, где  умышленно нанес ему  ещё не менее одного удара рукой по голове.     

От чего у потерпевшего  образовались  телесные повреждения различной степени тяжести, в  том числе, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которых  он  скончался на месте.

Смерть  Б.  наступила от закрытой  черепно-мозговой травмы в виде кровоизлияний  под оболочки головного мозга и кровоизлияния  во все желудочки мозга, что привело к быстрому развитию отека и набухания мозговой ткани, являющихся непосредственной причиной смерти.  

         В судебном заседании   Маевский       вину   признал частично.

         В кассационной жалобе адвокат Горохов О.Б. - просит приговор в отношении Маевского  отменить,  производство по делу прекратить за  отсутствием в действиях состава преступления. По мнению адвоката, выводы суда не соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела. Выводы суда противоречивы,  не подтверждены исследованными доказательствами, которым не дана оценка, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, в приговоре не приведены мотивы, по которым суд предпочел одни доказательства и отверг другие. Маевский  пояснял, что  на пересечении улиц он потерпевшему  ударов не наносил. Напротив, Б.  ударил его, повалил на землю и пытался нанести  ему удары по голове. Как считает адвокат, эти показания Маевского подтверждены  бесспорными доказательствами. В частности, показаниями К., который наблюдал конфликт с самого начала и  видел, что Маевский  лишь защищался от действий Б. Рубашка Маевского, приобщенная к делу в качестве вещественного доказательства,  имеет разрывы ткани в области спины, которые, согласно заключению эксперта, возникли от перерастяжения материала, что, также подтверждает позицию Маевского о не нанесении ударов Б. Маевский свои показания подтвердил в ходе  проверки показаний на месте. Исходя из указанных обстоятельств,   заключения СМЭ о  механизме образования у потерпевшего телесного повреждения, от которого наступила его смерть,  адвокат считает, что Маевский  не наносил Б. не менее 3 ударов в область головы потерпевшего в районе пересечения улиц С-ой и В-я, как установил это суд.  По мнению автора жалобы, достоверно установлен лишь факт нанесения Маевским одного удара по голове потерпевшего у дома, где проживал последний.

К показаниям К.  суд необоснованно отнесся критично, его показания ничем не опровергнуты.  Необоснованно в качестве  доказательства  принята судом явка с повинной Маевского.  В этом протоколе не отражено  время, место, способ нанесения ударов, кроме того,  обстоятельства, изложенные в протоколе,  не подтверждены иными доказательствами, поэтому, как считает автор  жалобы,  этот документ не может быть положен  в основу обвинительного приговора.  Помимо этого, адвокат указывает на то, что  получена явка с повинной с нарушением закона, поскольку  при  получении явки с повинной Маевскому не разъяснены положения ст. 51 Конституции, его право на защиту, что, в силу ст. 75 УПК РФ,  влечет признание протокола явки с повинной недопустимым доказательством. Ссылку суда на заключение СМЭ, адвокат находит  несостоятельной и противоречивой, считая, что и по времени нанесения ударов и их количеству, Маевский не мог  причинить потерпевшему  тяжкий вред здоровью, повлекший смерть.      

      В возражениях  на кассационную жалобу адвоката, государственный обвинитель Найдина Е.Н. просит об оставлении приговора без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.  

      Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия принимает следующее решение.

В соответствии со ст. с. 87, 88, 307 УПК РФ, описательно-мотивировочная часть приговора должна содержать описание преступного деяния, признанного судом доказанным, доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимых, мотивы, по которым суд предпочел одни из них и отверг другие. При этом, каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела.

В данном случае указанные требования закона  судом выполнены не в полном объеме.

В качестве доказательств, подтверждающих событие преступления так, как оно установлено в приговоре, суд сослался: на показания   осужденного  Маевского, данные, как в ходе  судебного заседания, так и  в ходе предварительного следствия; на показания потерпевшей Б-вой, свидетелей Н., также, приведя существо   показаний, данных указанными лицами, как в ходе предварительного следствия, так и в суде. Указывает суд на аналогичность показаний П. показаниям Н.   При этом, в приведенных показаниях содержаться противоречия. Так, в суде Маевский  признал нанесение лишь  удара ладонью по лицу потерпевшего у дома последнего, отрицая нанесение ещё каких-либо ударов и в ином месте. В ходе предварительного следствия он показывал  о нанесении двух ударов по лицу потерпевшего, в том числе  одного - в другом месте.  Б-ва и Н.  в суде показали, что у дома потерпевшего Маевский и Б.  дрались  в течении 10 -15 минут  и лишь после этого, через некоторое время, Маевский нанес удар кулаком в область шеи Б., от которого тот упал и вскоре умер.  Показания  указанных лиц в ходе предварительного следствия  приведенных сведений не содержат.  

Между тем,  в описательно-мотивировочной части приговора отсутствует какая-либо оценка  этим исследованным доказательствам, как каждого в отдельности, так и в их совокупности.  Несмотря  на  указанные выше противоречия в показаниях  допрошенных лиц,  из приговора не понятно, какие приведенные в нем  доказательства положены в основу приговора, а какие отвергнуты и почему, а также, какие доказательства в их совокупности  подтверждают выводы суда относительно установленного события преступления, как оно указано в приговоре, доказанности вины и юридической оценки действий осужденного.      

При таких обстоятельствах,  приговор нельзя признать законным и обоснованным, он подлежит отмене, а дело - направлению на новое судебное  рассмотрение. При новом рассмотрении  дела суду надлежит в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ, принять обоснованное  решение по делу.

Поскольку приговор отменяется ввиду существенных нарушений уголовно-процессуального закона, судебная коллегия, обсудив иные  доводы жалобы адвоката  Горохова О.Б.  относительно доказанности вины Маевского в совершении преступления, предусмотренного ст. 111ч.4 УК РФ, решения по ним не принимает, они могут быть  представлены при новом рассмотрении дела по существу.  

Исходя из тяжести предъявленного обвинения,  данных о личности Маевского, который ранее судим, обвиняется в совершении  особо тяжкого преступления в период   испытательного срока, имеются основания  полагать, что он может скрыться от суда . В связи с чем, судебная коллегия считает необходимым избрать в его отношении меру пресечения в виде заключения под стражей.  

Руководствуясь ст.ст. 377,378, 388  УПК РФ судебная коллегия

                                      О П Р Е Д Е Л И Л А :

        

   Приговор  Новоалтайского городского суда   от 26 января 2011 года  в отношении  Маевского А.С.   отменить, уголовное дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд, иным судьей. Кассационную жалобу  -  удовлетворить.

Избрать в отношении Маевского меру пресечения в виде заключения под стражей  до 30 апреля 2011 года.

Председательствующий                                                Е.В.Кулакова

Судьи                                                                               Г.Л.Бусаргина

                                                                                         

                                                                                         Л.М.Фефелова