Итоговый документ суда



Судья Аверьянова В.П.                                                        И 22-2105/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Барнаул                                                                          28 апреля 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе председательствующего Науменко Т.В.,

судей Гладких Л.В., Кононовой Л.С.,

с участием прокурора Атабаевой Т.Ш.

при секретаре Мелешкиной И.Ю.

         рассмотрела в судебном заседании  кассационную жалобу адвоката Новикова Р.В. на приговор Новоалтайского городского суда  Алтайского края от 24 февраля 2011 года в отношении 

Болдырева С.А., не судимого,-

Осужденного:

по ст.105 ч.1 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Постановлено взыскать с Болдырева С.А. процессуальные издержки в доход Федерального бюджета за участие адвоката в ходе следствия и в суде в размере 13 725 руб.20 коп.

Заслушав доклад Гладких Л.В., объяснение осужденного Болдырева С.А, путем видео-конференцсвязи, ходатайств не заявившего, поддержавшего доводы жалобы, мнение прокурора Атабаевой Т.Ш, полагавшей приговор  законным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Болдырев С.А. осужден за умышленное убийство М. при  обстоятельствах, установленных приговором суда.

В вечернее время 08 октября 2010 года между М. и Болдыревым С.А, находившимися в доме, расположенном в г.Н., на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, в ходе которой они стали наносить друг другу  удары.

После ссоры  с Болдыревым, М. вышел из дома. У Болдырева в этот момент на почве личных неприязненных отношений возник преступный  умысел, направленный на причинение смерти потерпевшему М.. Реализуя который, Болдырев С.А. приискал орудие для совершения убийства  - нож, вышел на улицу и пошел вслед за М., который двигался по улице, догнав М. на проезжей части, Болдырев С.А. подошел к нему и нанес имеющимся у него ножом не менее пяти ударов  в область грудной клетки справа и слева, причинив потерпевшему  телесные повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и стоящие в прямой причиной связи со смертью.

Смерть М. наступила в 03 часа 25 минут 09.10.2010 в МУЗ , куда он был госпитализирован, от колото-резаных, проникающих ранений грудной клетки с повреждением верхних долей правого и левого легких, подключичной вены, что привело к возникновению обильной кровопотери, являющейся непосредственной причиной смерти.

В судебном заседании Болдырев С.А. вину признал частично.

В кассационной жалобе адвокат Новиков Р.В. просит приговор отменить, дело направить на новое судебное разбирательство, ссылаясь на то, что ни предварительным, ни судебным следствием не добыто необходимой совокупности доказательств причастности Болдырева к совершению убийства. Выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного следствия.  Болдырев вину не признал и показал, что не желал смерти потерпевшему и не убивал его. Он оборонялся от агрессивных действий  М. и, защищаясь, мог нанести не более 2 ударов ножом потерпевшему.  Автор жалобы считает, что судебным следствием не установлено кто и каким образом причинил М. телесные повреждения, которые явились причиной  смерти последнего.

Версия осужденного о том, что у него была  вывихнута рука и он не мог наносить удары ножом «хорошо зафиксированным» в руке как указал эксперт, судом не опровергнута. Эксперт Л., проводивший осмотр Болдырева, не был допрошен в суде.

К показаниям свидетелей П. и С. необходимо было отнестись критически, поскольку они давали противоречивые показания на предварительном следствии и в суде, кроме того, в тот день находились в алкогольном опьянении.

Судом дана неверная оценка явке с повинной, где Болдырев указал, что нанес ножевое ранение потерпевшему.

В возражении на кассационную жалобу адвоката государственный обвинитель Найдина Е.Н. просит приговор оставить без изменения.

Проверив материалы дела, судебная коллегия принимает следующее решение.

Фактические обстоятельства совершенного преступления установлены судом правильно, а выводы о виновности осужденного основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах.

Показаниями потерпевшей Л.Л.В. установлено, что М. приходится ей родным братом. В 2009 году его осудили за кражу, он около года находился в местах лишения свободы , освободился в 2010 году и стал жить «где придется».

Ей ничего конкретно об обстоятельствах  убийства М. не известно. Со слов П. знает, что после случившегося С. просила ее изменить показания, свалить всю вину на М., чтобы Болдырева отпустили, но П. отказалась.

Показаниями свидетеля С. установлено, что Болдырев С.А. является ее сожителем с 2006 года. Они снимали жилье. В течение последней недели у них жили П. и М.. 08.10.2010 они  выпивали. Когда стало темнеть, Болдырев сказал М. и П., чтобы они  уходили, так как он не хочет чтобы они проживали у них. М. разозлился на это, кинулся на Болдырева С.А. в драку, ударил его рукой по лицу, разбил губу. Она вмешалась в происходящее, сказала,  чтобы они уходили прямо сейчас. Они собрались и пошли из дома. Уходя, М. крикнул: «Вы здесь больше жить не будете, я ваш дом сожгу». Когда они вышли из дома, Болдырев С.А. пошел закрывать за ними дверь на веранде. Она уснула. Проснулась от того, что в дом забежал Болдырев и крикнул, что убил М.. Попросил вызвать милицию и «скорую помощь». Они вышли на улицу, здесь подъехали сотрудники милиции и его задержали. М. лежал на дороге, был в сознании, но ничего не говорил,  ему оказывали медицинскую помощь. Рядом с М. увидела нож. Этим ножом Болдырев дома строгал щепки, когда топил печь.   О том, что М. приставал к ней, она сказала Болдыреву впервые в милиции, когда их туда привезли. По какой причине все это случилось, она так и не поняла. С П. у нее был конфликт из-за сигарет, но она с ножом ни на кого не набрасывалась, нож вообще в руки не брала.

Свидетель П. показала, что с М. проживала в гражданском браке. По характеру  он спокойный, но ревнивый.

08.10.2010 во время распития спиртного Болдырев опьянел, стал кидаться на М.,  они друг  друга оскорбляли, наносили друг другу удары. Потом они  успокоились. Во время конфликта Болдырев говорил, что ревнует М. к своей сожительнице, говорил, что тот к ней «лезет».  После распития спиртного они с М. стали собираться. Болдырев в этот момент вскочил, стал кричать, что М. лезет к его жене.  Болдырев кинулся на М., ударил его один раз по лицу кулаком, М. завалил его на диван и тоже ударил. Потом Болдырев успокоился. После этого они с М. вышли на улицу и пошли  домой. Уходя, она посмотрела на часы, время было 22 часа 30 минут.  По дороге, возле  магазина они остановились, в это время она увидела, что к ним бежит Болдырев, он был в возбужденном состоянии, пьяный, у него в руках был нож. Она это хорошо видела, так как на улице было освещение, он нес нож в правой руке лезвием кверху, нож был достаточно крупного размера. Болдырев  подбежал к ним и  набросился на М., ударил ножом в плечо. Тот пытался выбить у Болдырева нож, схватил Болдырева руками, но это не помогло, и Болдырев стал наносить беспорядочные удары ножом в грудь М.. Она видела 2 или 3 таких удара. Подробно не видела из-за того, что в процессе борьбы мужчины перемещались, и она из-за их спин не видела происходящего полностью.  Затем в процессе борьбы Болдырев и М. упали на колени, М. схватился за лезвие ножа, закричал, чтобы Болдырев успокоился, бросил нож. Болдырев в это время держал нож в руке, второй рукой держал М., чтобы тот не поднялся. Затем М. завалился набок, Болдырев бросил нож на землю и сказал ей вызывать «скорую» и милицию. Она сразу же побежала в ближайший дом и попросила, чтобы  вызвали  «скорую помощь» и милицию. В это время Болдырев находился рядом с М.. Потом приехали сотрудники милиции и Болдырева задержали.

С С. у нее в этот день действительно был конфликт из-за сигарет, но ножа в руках у С. не было.

Свидетель З. подтвердил, что когда к нему в дверь стали стучать, звонить, он вышел, услышал женщину, которая кричала, что Болдырев порезал её мужа, просила вызвать милицию, скорую помощь.  На  проезжей части дороги, напротив его дома увидел в луже крови лежавшего мужчину. Рядом с мужчиной он увидел столовый нож в крови, с длинным лезвием.  Он позвонил в милицию.  После приезда сотрудники милиции задержали  подозреваемого.

Свидетель Г. показала, что Болдырев С.А. является ее внуком. Он последнее время проживал со С., работал на полях, все заработанные деньги, они пропивали. Болдырев С.А. по характеру человек трудолюбивый, но вспыльчивый, не уживался среди других людей.

Заключением эксперта №605 от 12.11.2010 г. при исследовании трупа М. зафиксированы телесные повреждения, их локализация, степень тяжести.

Экспертом установлено, что все телесные повреждения были причинены в короткий промежуток времени между собой, незадолго до момента наступления смерти (исчисляемый от нескольких десятков минут до нескольких часов). Все повреждения  причинены однократным (каждая рана) воздействиями, вероятно, одного, плоского колюще-режущего орудия предмета (орудий или предметов), имевшим заостренную концевую часть, одну острую, другую - тупую кромку раны

По давности все  повреждения были причинены незадолго до момента наступления смерти (т.1 л.д. 103-126).

Допрошенный в суде судебно-медицинский эксперт П.Е.Р. показал, что, учитывая характер раневых каналов у потерпевшего, удары должны были быть нанесены с силой ножом, хорошо зафиксированным в руке.

В суде следователь В.  показал, что он  допрашивал Болдырева в качестве подозреваемого в присутствии адвоката и Болдырев добровольно давал признательные показания об обстоятельствах совершенного им преступления. При проверке показаний на месте он продемонстрировал, каким образом он наносил удары ножом М..

Версию в отношении причинения телесных повреждений потерпевшему свидетелем С. Болдырев не выдвигал.

Заключением эксперта №1207 от 11.10.2010, установлено, что у Болдырева С.А. обнаружены  телесные повреждения в виде кровоподтека на левой ушной раковине, ссадины на переходной кайме нижней губы слева, участок кровоизлияния на слизистой оболочке верхней губы, не причинившие вреда здоровью, образовались за 2,5-4 суток до момента осмотра (11.10.2010), (т.1 л.д. 132-133).

Заключением эксперта №921-МК от 15.11.2010 установлено, что след крови №1 на куртке, изъятой у Болдырева, является брызгами крови и образован в результате попадания их на следовоспринимающую поверхность под углами близкими к прямым, а также под острыми углами в направлении слева направо и вверх (т.1 л.д. 139-148).

С учетом добытых доказательств действиям осужденного дана верная юридическая оценка по ст. 105 ч.1 УК РФ как убийство, т.е. умышленное причинение смерти другому человеку.

Доводы, приведенные в жалобе адвоката, судебная коллегия находит необоснованными.

Так, показания осужденного судом оценены с учетом добытых доказательств. Суд обоснованно взял за основу показания Болдырева С.А, данные в ходе следствия, где он добровольно, последовательно, детально в присутствии адвоката рассказал об обстоятельствах совершенного преступления. Подтвердил их в явке с повинной и при проверке показаний на месте.

Доводы адвоката о том, что судом не установлено кто и каким образом нанес  потерпевшему ножевые ранения, приведшие к  смерти - не состоятельны, были предметом судебного рассмотрения и обоснованно отвергнуты в приговоре. Судом проверены доводы о наличии у осужденного повреждений в области правой руки - заключением СМЭ наличие таковых не установлено. Оснований  сомневаться в выводах эксперта не установлено.

Ходатайства о допросе эксперта Л. сторона защиты не заявляла, что следует из протокола судебного заседания.

Вопреки доводам жалобы, судом дана надлежащая оценка показаниям свидетелей С. и П., которые не содержат противоречий, согласуются между собой и подтверждаются другими доказательствами вины именно Болдырева С.А. в причинении смерти потерпевшему.

Поскольку телесные повреждения Болдырев причинил ножом, то есть орудием с большой поражающей силой, с достаточной силой для проникающего ранения грудной клетки с повреждением легкого, суд обоснованно установил наличие умысла именно на убийство потерпевшего.

Выводы суда об отсутствии состояния внезапно возникшего сильного душевного волнения мотивированы заключением психолого-психиатрической экспертизы, а также поведением  Болдырева в момент и после совершения преступления.

Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 60 УК РФ, является законным, обоснованным, мотивированным, соразмерно содеянному.

В соответствии со ст. 60 УК РФ при назначении наказания суд учел характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Болдырев С.А. по месту жительства участковым инспектором ОВД К.  характеризуется  не удовлетворительно, неоднократно привлекался к административной ответственности, со слов соседей злоупотребляет спиртными напитками, по характеру скрытен, замкнут.

Болдырев ранее не судим.

В соответствии со ст. 61 УК РФ обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признал и учел активное способствование раскрытию и расследованию преступления путем дачи признательных показаний в ходе следствия, явки с повинной, состояние здоровья, наличие несовершеннолетних детей, а также противоправное поведение потерпевшего, явившегося поводом для преступления. В качестве смягчающего наказание обстоятельства суд учел так же то, что после совершения преступления осужденный  принимал меры к вызову «скорой помощи» и сотрудников милиции. Учел суд и мнение потерпевшей, которая не наставала на строгом наказании.

Суд не нашел оснований для применения положений ст.ст. 64, 73 УК РФ. Не усматривает таковых и судебная коллегия.

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора не установлено.

Руководствуясь ст.ст.377, 387, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Новоалтайского городского суда  Алтайского края от 24 февраля 2011 года  в отношении БОЛДЫРЕВА С.А. оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката - без удовлетворения.

Председательствующий-                                                Т.В.  Науменко

Судьи:                                                                               Л.В. Гладких

                                                                                          Л.С. Кононова