Дело № 22- 2545- 2011г.
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Барнаул 19 мая 2011г.
Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе
Председательствующего Кулаковой Е.В.
Судей Бусаргиной Г.Л. Антюфриева П.М.
При секретаре Губановой Т.П.
рассмотрела в судебном заседании от 19 мая 2011г.
кассационную жалобу адвоката Иванова С.В.
на приговор Новоалтайского городского суда от 28 марта 2011 года,
которым Сысоев В.В.
- осужден по ст. 111 ч.4 УК РФ (в редакции ФЗ № 26 от 07.03.2011) к 9 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Заслушав доклад судьи Бусаргиной Г.Л., выслушав объяснения адвоката Максимовской Н.В., поддержавшей доводы жалобы, мнение прокурора Ильиных С.А., полагавшего необходимым приговор оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Приговором суда Сысоев В.В. осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
В период времени с 13 по 14 сентября 2010г. между Сысоевым и Б., произошла ссора, в ходе которой у Сысоева возник умысел на причинение тяжкого вреда её здоровью.
Реализуя возникший умысел, находясь во дворе по ул. С-кой в г. Н., Сысоев умышленно нанес Б. не менее одного удара лопатой в область туловища. После чего действия Сысоева были пресечены Т.
Позже, в тот же день, Сысоев, желая довести до конца свой преступный умысел, направленный на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, увел Б. в строительный вагончик в районе строения по адресу: г. Н., ул. К-на, где нанес потерпевшей: не менее семи ударов руками и ногами в область головы, не менее 23 ударов руками и ногами в область туловища и конечностей, а также не менее двух ударов топором в область правого бедра.
От чего у потерпевшей образовались телесные повреждения различной степени тяжести, в том числе, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которых она скончалась на месте.
Смерть Б. наступила от закрытой черепно-мозговой травмы в виде: кровоизлияний под оболочки головного мозга, приведших к сдавлению мозга кровью, развитию в последующем отека и набухания головного мозга, являющихся непосредственной причиной смерти.
В судебном заседании Сысоев вину признал частично.
В кассационной жалобе адвокат Иванов С.В. - просит приговор в отношении Сысоева отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение. По мнению адвоката, выводы суда не соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела. Как в ходе следствия, так и в суде Сысоев признавал нанесение потерпевшей только ударов топором по ногам и лопатой в область живота, что причинило потерпевшей легкий и средней тяжести вред здоровью. Между тем, смерть Б. наступила от закрытой черепно-мозговой травмы, образовавшейся в результате не менее пяти ударов твердым тупым предметом. В свою очередь Сысоев пояснял, что нанес Б. 3 удара в область головы (по челюсти) и удары топором по ногам. После чего вышел из вагончика и ушел. На тот момент потерпевшая была жива. Возле дверей вагончика оставался парень по имени Ж. Свидетели С.А.Н. и Т. также поясняли, что накануне, а также в день смерти Б., видели в компании Сысоева В.В. парня по имени Ж. При таких обстоятельствах, по мнению защиты, на момент смерти Б. имелось еще одно лицо, личность которого следствием не была установлена. Соответственно, не выяснена степень его участия в произошедшем. В связи с чем, адвокат считает, что однозначно говорить о том, что смерть Б. наступила именно от ударов кулаком Сысоева нельзя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия принимает следующее решение.
Фактические обстоятельства совершенного преступления установлены судом правильно. Вина Сысоева подтверждена исследованными в ходе судебного заседания доказательствами: показаниями свидетеля Т. о том, что в один из дней сентября Сысоев, ссорясь с Б. из-за ребенка, нанес ей удар лопатой в область груди, от чего та упала, потеряв сознание. Через некоторое время они ушли, больше живой Б. он не видел, 16 сентября опознал её труп; показаниями свидетелей К., Н., из которых следует, что Сысоев в состоянии алкогольного опьянения жесток, агрессивен, может беспричинно избить кого-либо, используя при этом различные предметы - палку, нож. Б. боялась его, поскольку он часто её избивал; показаниями свидетелей Л, У., которые видели, что Сысоев и Б. ссорились из-за ребенка. Через некоторое время в вагончике был обнаружен труп Б.; протоколом явки с повинной Сысоева, его показаниями, данными при допросах в качестве подозреваемого, обвиняемого, при проверке показаний на месте об обстоятельствах совершенного им преступления в отношении Б.; заключением судебно-медицинской экспертизы о наличии, локализации, механизме и давности образования обнаруженных у потерпевшей телесных повреждений, а также о причине её смерти; другими приведенными в приговоре доказательствами.
Действия осужденного правильно квалифицированы по ст. 111ч.4 УК РФ ( в ред. ФЗ от 07.03.2011г.)
Выводы суда о доказанности вины и квалификации действий осужденного, основаны на совокупности доказательств, проверенных в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ.
Версия Сысоева о меньшем количестве нанесенных ударов потерпевшей, проверена судом, своего подтверждения не нашла.
Все доводы Сысоева, стороны защиты о меньшем количестве нанесенных ударов, о причастности к преступлению в отношении потерпевшей иных лиц, которые приводятся и в кассационной жалобе адвоката, были предметом исследования в судебном заседании, в приговоре они опровергнуты с изложением мотивов принятого решения.
Оснований подвергать сомнению правильность этих выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Из показаний свидетелей, исследованных и приведенных в приговоре, показаний самого осужденного установлено, что потерпевшая ни с кем, кроме Сысоева, не конфликтовала, при этом всеми указана причина этого конфликта - совместный ребенок потерпевшей и Сысоева. Допрошенные свидетели, в том числе родственники осужденного, отмечали жестокость и агрессивность в его поведении, особенно в отношении женщин, он мог использовать различные предметы, попадавшиеся под руку.
В судебном заседании осужденный, настаивая на меньшем количестве нанесенных ударов, между тем признал, что разозлился на Б. из-за того, что она оставила их ребенка в детском доме. Нанес ей удар лопатой, в дальнейшем, находясь уже в вагончике, нанес ей удары кулаками по лицу и топором по ноге. При этом он показал, что в тот же период времени, ссорился с парнем по имени Ж., наносил ему удары лопатой. Однако однозначно заявил, что Ж. с Б. не ссорился, ударов ей не наносил. После избиения Б., он - Сысоев и Ж. некоторое время распивали спиртное, затем Ж. ушел. Он - Сысоев пошел за спиртным, а, вернувшись, примерно через час, обнаружил Б. мертвой, допускает, что её смерть могла наступить от его действий.
Неуказание Сысоевым всего количества нанесенных ударов, как обоснованно указал суд в приговоре, носит явно защитный характер. В этой части, его показания опровергнуты заключением судебно-медицинской экспертизы об образовании всех телесных повреждений, обнаруженных у потерпевшей, в том числе, входящих в комплекс черепно-мозговой травмы, которая причинила тяжкий вред здоровью Б. и находится в прямой причинной связи с наступившими последствиями в виде её смерти, в короткий промежуток времени, незадолго до наступления смерти потерпевшей. При этом необходимо отметить, что в части количества и локализации ударов показания Сысоева непоследовательны. При допросе в качестве подозреваемого, в протоколе явки с повинной, Сысоев указывал о нанесении удара лопатой и кулаками, отрицая нанесение ещё каких-либо ударов. При допросе же в качестве обвиняемого, признал нанесение и двух ударов топором. Помимо этого, Сысоев при допросах в качестве подозреваемого, обвиняемого, а также при даче объяснений в ходе проведения в его отношении психиатрической экспертизы, показал, что в момент совершения преступления был сильно пьян, что, также, влияет на объективность указанных им сведений, относительно события преступления.
Исходя из указанных обстоятельств, суд обоснованно пришел к выводу о причастности к преступлению Сысоева, установив в его действиях умысел на причинение тяжкого вреда здоровью Б.
В судебном заседании исследовано и в приговоре приведено достаточно доказательств, совокупность которых позволила суду сделать обоснованный вывод о доказанности вины Сысоева в совершении указанного преступления.
Проверяя законность, обоснованность и справедливость приговора в части назначенного наказания за это преступление , судебная коллегия приходит к выводу, что судом были надлежащим образом учтены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения вопроса о виде и размере наказания. В соответствии с требованиями уголовного закона, судом учтены характер и степень общественной опасности совершенного умышленного особо тяжкого преступления, данные о личности виновного, который ранее судим, также, за совершение преступлений против жизни и здоровья, смягчающие обстоятельства, отягчающее обстоятельство, влияние назначенного наказания на исправление осужденного.
При таких обстоятельствах, назначенное Сысоеву наказание в виде 9 лет лишения свободы, нельзя признать несправедливым, оно является соразмерным, как содеянному, так и личности осужденного, отвечает предусмотренным ст.43 ч.2 УК РФ целям наказания.
При таких обстоятельствах, по доводам, изложенным в жалобе, приговор отмене не подлежит.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, по делу не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 377,378, 388 УПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Приговор Новоалтайского городского суда от 28 марта 2011 года в отношении Сысоева В. В. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В.Кулакова
Судьи Г.Л.Бусаргина
П.М.Антюфриев