Итоговый документ суда



Судья  Полтарыхина С.В.                                              

КАССАЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Барнаул                                                                                 09 июня  2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Цыбиной О.И.,

судей Ершова Н.А. и Дедовой И.К.,

при секретаре Кириной И.А.,

с участием прокурора  Параскун Г.В.,

рассмотрела в судебном заседании от 09 июня 2011 года кассационную жалобу осужденного Корнева А.С., адвоката Лесковец А.В. на приговор  Косихинского районного суда Алтайского края от 11 апреля 2011 года в отношении  

Корнева А.С., судимого,

осужденного по ч. 5 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путём частичного сложения наказания с наказанием по приговору < > , окончательно назначено девять лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Мера пресечения оставлена без изменения - в виде заключения под стражу.

Срок наказания исчислен с 11 апреля 20011 года, с зачётом в срок отбытия наказания содержания под стражей в период с 15 сентября 2010 года по 10 апреля 2010 года.

С Корнева А.С. взысканы процессуальные издержки.

По делу разрешена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Цыбиной О.И., мнение прокурора Параскун Г.В., полагавшей доводы жалобы несостоятельными,   а приговор законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Корнев А.С. признан виновным  в убийстве, т.е. умышленном причинении смерти другому человеку, преступление совершено при обстоятельствах, установленных приговором.

12.09.2010 года Корнев А.С. и В1 находились на берегу реки < > напротив дома < > , где между ними произошла ссора, повлекшая возникновение у Корнева А.С. личной неприязни к потерпевшему и умысла на убийство, реализуя который, Корнев А.С. нанес В1 не менее пяти ударов руками по голове и телу, причинив ему вред здоровью средней тяжести по признаку длительности его расстройства на срок свыше трёх недель, а также телесные повреждения, не причинившие вреда здоровью.  Продолжая реализацию своего преступного умысла, Корнев А.С. нанёс В1 не менее одного удара черенком лопаты в область шеи, после чего сдавил шею потерпевшего левым коленом, и стал сдавливать, препятствуя тем самым доступу кислорода в дыхательные пути и его нормальному дыханию. Смерть В1 наступила на месте происшествия от механической асфиксии.

Первоначально, после оглашения обвинительного заключения, Корнев вину признал частично, пояснив, что не было умысла убивать В1, в дальнейшем, при даче показаний, вину не признал.

В кассационной жалобе осужденный  не соглашается с приговором, просит его оправдать, указывая, что судом не приняты во внимание показания свидетелей Т. и Ф., которые могли подтвердить, как он и В2. вместе возвращались домой, в то же время как В1. шёл вдоль берега реки, то есть был жив; явку с повинной, в которой оговорил себя, дал под психическим и физическим воздействием сотрудников милиции после оговора психически нездоровым В2; судом не дана оценка изменению В2 своих показаний в судебном заседании и признанию об оговоре им осужденного.

В кассационной жалобе адвокат Лесковец  А.В. с приговором не соглашается, указывая, что доводы осужденного в невиновности не опровергнуты в судебном заседании, указывает, что свидетель В2 в судебном заседании свои показания изменил, настаивал на них, не подтвердил показания, данные в ходе предварительного расследования дела, указывает, что суд не мотивированно отвергает одни доказательства и дифференцированно оценивает другие, считает явку с повинной и признательные показания Корнева А.С. по делу самооговором, иных доказательств виновности Корнева судом не установлено.

В возражениях на кассационную жалобу  государственный обвинитель, просит приговор оставить без изменения.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия оснований для отмены приговора не находит. Выводы суда о доказанности вины  Корнева А.С. в инкриминируемом деянии соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на исследованных в суде доказательствах, которым суд дал оценку в приговоре.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 27.01.1999 № 1 «О судебной практике по делам об убийстве» при решении вопроса о направленности умысла виновного следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного, способа и орудия преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений, предшествующее и последующее поведение потерпевшего.

Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что все юридически значимые обстоятельства по делу установлены.

Вина Корнева А.С. подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании:

- показаниями Корнева, данными им в ходе предварительного следствия 16.09.2010 года - в качестве подозреваемого, 23.09.2010 года - в качестве обвиняемого, которые суд оценил как более искренние, чем данные в судебном заседании, полученные с соблюдением норм уголовно-процессуального закона сразу после случившегося, так как они последовательны, согласуются с показаниями свидетелей, другими доказательствами по делу, в то же время, оценив отрицание вины Корневым в судебном заседании, как защитную позицию с целью облегчить свою участь;  

- протоколом явки с повинной Корнева А.С. (т. 1 л.д. 83), добровольность которой судом проверена, подтверждена показаниями свидетеля Х., допрошенного в судебном заседании и подтвердившего, что Корнев явку писал добровольно, собственноручно, в трезвом виде , без какого-либо воздействия на него  со стороны сотрудников ОВД;

- показаниями свидетеля В2, данными в ходе предварительного следствия и его первоначальными показаниями, данными в ходе судебного следствия, противоречия в которых судом устранены, из которых следует, что в ходе ссоры Корнев А.С. стал душить В1 - левым коленом надавил на горло, держал до тех пор, пока В1 не перестал двигаться;

- протоколом проверки показаний на месте с участием В2;

- показаниями свидетелей С., Г., Л., К., Ф.;

- протоколом осмотра места происшествия;

- заключением судебно-медицинской экспертизы от 01.11.2011 года, согласно которой смерть В. наступила от механической асфиксии в результате сдавления органов шеи твердым тупым предметом при удавлении.

Свидетелю В2 в ходе судебного следствия судом назначена и проведена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза от 04.02.2011 г., согласно заключению которой, В2 страдает хроническим психическим расстройством в виде шизофрении с непрерывным типом течения, галлюцинаторно-бредовым синдромом, выраженным психопатоподобным дефектом личности; с учетом имеющихся у него психических расстройств, в интересующем следствие периоде мог воспринимать и понимать внешнюю фактическую сторону юридически значимых событий (место, время, пол обвиняемого, очередность его действий) и давать показания; с учетом экспертизы и дана оценка его показаниям. Оснований сомневаться в выводах экспертов у судебной коллегии, как и у суда первой инстанции нет.

Суд обоснованно отнесся критически к показаниям В2, данным повторно после допроса Корнева А.С., так как эти показания противоречат показаниям самого свидетеля, данным ранее, а также показаниям свидетелей С., Г., К2, показаниям подсудимого Корнева А.С., данным в ходе предварительного следствия.

Вопреки доводам жалобы адвоката, судом в приговоре дана оценка этим доказательствам, а также указывается, по каким основаниям он принимает их за основу.

Довод жалобы подсудимого о самооговоре и оговоре В2 не находит своего подтверждения, опровергается совокупностью исследованных доказательств.

Судом дана оценка показаниям свидетелей Т., Ш., Ф., которые как не подтверждают, так и не опровергают версию подсудимого, что он не мог совершить преступление, и что В1 был жив.

Таким образом, доводы жалоб подсудимого и защиты о том, что следствием не добыто достаточных доказательства виновности Корнева А.С. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, не нашли своего подтверждения.

Действия Корнева судом правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 105 УК РФ,  как умышленное причинение смерти другому человеку.

Наказание назначено  осужденному в соответствии со ст. 60 ч. 3 УК РФ с учётом  как тяжести содеянного, так и личности      виновного,  смягчающих  наказание обстоятельств, к которым суд отнёс явка с повинной, состояние здоровья (наличие органического расстройства личности и поведения), молодой возраст, противоправное поведение потерпевшего. Наказание назначено по делу в соответствии с требованиями уголовного законодательства, является справедливым, судом мотивирована позиция по поводу размера и вида наказания. Каких либо исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, по делу не усматривается. Оснований для применения ст. 64, 73  УК РФ  судебная коллегия, как и суд первой инстанции  не находит.  Судом обоснованно сделан вывод о том, что исправление подсудимого  возможно только в условиях изоляции от общества. Оснований для понижения наказания, судебная коллегия не находит.   

Из дела не усматривается существенных нарушений, допущенных судом при разбирательстве дела, которые могли бы повлиять на выводы суда, нарушали или ограничивали права участников уголовного судопроизводства, нарушение процедуры судопроизводства. В связи с изложенным, оснований для отмены приговора по доводам  жалобы,  судебная коллегия не находит. Нарушений УПК РФ, влекущих отмену  приговора,  по делу не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Приговор    Косихинского районного суда Алтайского края от 11 апреля 2011 года  в отношении Корнева А.С.   оставить без изменения, кассационные жалобы осужденного и адвоката   -  без удовлетворения

Председательствующий:     О.И. Цыбина

 Судьи:       И.К.Дедова       

Н.А. Ершов