Судья Романенко О.П.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Барнаул 09 июня 2011 года.
Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего - Цыбиной О.И.,
судей - Дедовой И.К., Ершова Н.А.,
при секретаре Кривоус И.В.,
с участием прокурора Горской Н.В., осужденного Горнистова С.С. с использованием системы видеоконференц-связи, его адвоката Цыганчука Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу с принесенными к ней дополнениями осужденного Горнистова С.С. на приговор Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 марта 2011 года, которым
Горнистов С.С., ранее судимый:
- Осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 9 ( девяти ) годам лишения свободы.
В соответствии с ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному настоящим приговором наказанию неотбытой части наказания по приговору < > окончательно Горнистову С.С. назначено - 10 (десять) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения до вступления приговора в законную силу оставлена прежней - в виде заключения под стражу.
Срок наказания постановлено исчислять с 10 марта 2011 года, с зачетом в этот срок время заключения Горнистова С.С. под стражей в период с 22 ноября 2010 года по 09 марта 2011 года.
По делу разрешена дальнейшая судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Ершова Н.А., выслушав по видеоконференц-связи осужденного Горнистова С.С., его адвоката Цыганчука Е.Г. поддержавших доводы кассационной жалобы и принесенных к ней дополнений о несогласии с приговором, выслушав прокурора Горскую Н.В. просившего оставить приговор без изменения, как законный и обоснованный, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приговором суда Горнистов С.С. признан виновным и осужден за умышленное убийство потерпевшего М. совершенное ночью 22 ноября 2010 года в период с 3 часов 10 минут до 3 часов 49 минут в < > на территории < > у крыльца здания гостиничного типа < > , после совместного распития спиртных напитков, путем нанесения ему в ходе ссоры, из-за личных неприязненных отношений, удара ножом в шею при изложенных в приговоре обстоятельствах.
В судебном заседании Горнистов С.С. виновным себя в совершении указанного преступления признал частично.
В кассационной жалобе осужденный Горнистов С.С. выражает несогласие с приговором находя его чрезмерно суровым и просит снизить назначенное ему наказание. При этом ссылается на то, что суд не учел такие смягчающие обстоятельства, как его молодой возраст, полное признание вины и раскаяние в содеянном, явку с повинной, семейное положение, наличие двоих несовершеннолетних детей, для которых он является единственным кормильцем, жена не работает. Обращает внимание, что он трудился на тяжелой и вредной для здоровья работе, характеризуется положительно, имеет хроническую болезнь внутренних органов, от следствия не скрывался.
В принесенных дополнениях указывает, что суд неправильно квалифицировал его действия и ошибочно расценил действия потерпевшего М. как защиту С., в которой та не нуждалась. Считает, что новый конфликт потерпевший спровоцировал сам, который внезапно в присутствии девушек начал его (Горнистова) оскорблять, нанес ему пощечину, поэтому он (Горнистов) сначала пригрозил М., что нанесет ему удар ножом, если тот не успокоится, а потом нанес ему удар ножом, когда тот начал подходить к нему с претензиями, унижая его за угрозу ножом, что он ( Горнистов ) расценил, как нападение.
В итоге просит пересмотреть выводы суда и снизить ему срок наказания, применив ст. 64 УК РФ.
В возражениях потерпевшая Т. считает приговор справедливым, а доводы кассационных жалоб осужденного - необоснованными, государственный обвинитель по делу старший помощник прокурора Октябрьского района г. Барнаула Землюкова Т.В. также находит доводы кассационной жалобы осужденного и принесенных дополнений - необоснованными и просит оставить приговор без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и принесенных к ней дополнений, поступивших возражений, судебная коллегия находит приговор не подлежащим изменению по следующим основаниям.
Выводы суда о виновности Горнистова С.С. в умышленном убийстве потерпевшего М. соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах получивших по делу надлежащую оценку, соответствующую требованиям ст. ст. 87, 88 УПК РФ. Приговор содержит анализ доказательств и мотивированные выводы суда о том, почему одни доказательства приняты судом во внимание и положены в основу приговора, а другие отвергнуты, как это предусмотрено ст.ст. 297, 307 УПК РФ.
Вопреки доводов изложенных в дополнениях к кассационной жалобе вина Горнистова в умышленном убийстве М. помимо её частичного признания им самим и его показаниями по делу данными на предварительном следствии в судебном заседании с достоверностью установлена следующими доказательствами: показаниями потерпевшей Т.; свидетеля С. в том числе данных на предварительном следствии и подтвержденных ею в суде; свидетелей Б., Г., а также С2, А. на предварительном следствии и исследовавшихся в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ; протоколами осмотра места происшествия; заключениями проведенных по делу судебно-медицинской, биологической, физико-технической экспертиз, подробный анализ которых приведен в приговоре.
Доводы осужденного изложенные в дополнениях принесенных к кассационной жалобе о том, что он ударил ножом М. защищаясь от его нападения подлежат отклонению, как несостоятельные и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Так показаниями свидетеля С. на предварительном следствии и подтвержденных в суде установлено, что после того, как Горнистов ударил её в комнате общежития рукой по лицу и выгнал, за её отказ вступить с ним в половую связь, на улице Горнистов окликнул её, на что она не отреагировала, так как боялась его, где за неё заступился М., который дал Горнистову пощечину и больше каких-либо действий в его отношении не совершал и угроз не высказывал. После чего Горнистов достал из карманов своей одежды нож, которым стал угрожать М., а потом убрал, так как за М. стала заступаться Б. Затем Горнистов стал предъявлять к М. претензии по поводу нанесенной пощечины, после чего вновь достал нож, которым нанес ему удар в шею причинив рану из которой потекла кровь.
Данные обстоятельства усматриваются из показаний свидетеля Б.
Показаниями свидетеля С2 установлено, что в ночь с 21 на 22 ноября 2010 года он проснулся в общежитии от шума и видел, как Горнистов уходил вместе с М., С. и Б. и вскоре вернулся назад, сообщив ему, что он ( Горнистов ) убил М. При этом Горнистов показал ему нож с металлической цепочкой на ручке, лезвие которого было в крови.
Из показаний признанной по делу потерпевшей Т. усматривается, что утром 22 ноября 2010 года она узнала от сожительницы её брата М. - Б., что брата убил Горнистов, ударив его у общежития ножом в шею в ходе конфликта, возникшего из-за С., которую Горнистов ударил по лицу.
По заключению судебно - медицинской экспертизы потерпевшего М. следует, что его смерть наступила в вышеуказанное время, не позднее 4-00 часов 22 ноября 2010 года во дворе дома < > от колото-резанного ранения шеи, проникающего в плевральную полость с повреждением левого легкого, приведшего к развитию обильной кровопотери, что никем не оспаривается.
Протоколами осмотра места происшествия установлено, что труп М. с признаками насильственной смерти в виде колото-резанной раны в области шеи слева обнаружен возле вышеуказанного дома < > ; в комнате < > обнаружен и изъят складной нож бело-серебристого цвета с металлической цепочкой на рукоятке.
Также вина подтверждается заключением судебной биологической экспертизы о том, что на рукоятке и цепочке вышеуказанного ножа обнаружены следы крови и пота, которые могут принадлежать как Горнистову С.С., так и М. На клинке ножа выявлены следы крови без примеси пота и обнаружен фрагмент ткани, при определении органо-тканевой принадлежности которого были установлены: жировая клетчатка с просветами кровеносных сосудов; коллагеновые и эластические волокна соединительной ткани и фрагменты ткани легкого, которые могли происходить от М., характер следов исключает принадлежность их Горнистову С.С.; заключением физико-технической экспертизы о том, что рана на кожном лоскуте с шеи от трупа М. является колото-резанной и могла быть причинена клинком складного ножа, изъятого в комнате < > .
Кроме этого по показаниям самого Горнистова на предварительном следствии исследовавшихся в судебном заседании в порядке ч.3 ст. 276 УПК РФ следует, что возле общежития он ударил ножом М. в шею, так как был зол на него, который до этого из-за С., нанес ему две пощечины, а также, по его мнению, оскорбил его. При этом он ( Горнистов) не оспаривал, что перед этим он нанес в комнате общежития С. пощечину и выгнал её из комнаты, так как она отказалась вступить с ним в половую связь.
Приведенные в приговоре доказательства уличают осужденного в совершении данного преступления.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд правильно квалифицировал действия Горнистова С.С. по ч.1 ст. 105 УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Нанесение с достаточной силой удара ножом в жизненно-важный орган - шею с причинением потерпевшему указанного в приговоре колото-резанного ранения, проникающего в плевральную полость с повреждением левого легкого, от которого последний вскоре скончался свидетельствует о том, что осужденный действовал с умыслом именно на убийство потерпевшего и чему суд дал надлежащую оценку.
Вопреки доводов дополнительной кассационной жалобы законных оснований для переквалификации действий Горнистова на иной более мягкий состав преступления, а также наличие в его действиях необходимой обороны или превышении её пределов коллегия, как и суд первой инстанции, не находит.
Наказание Горнистову назначено в соответствии с законом ст. ст. 6, 60, 61 УК РФ, ст. 6 УПК РФ: с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, его личности, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи, приведенных в приговоре смягчающих обстоятельств, в том числе на которые он ссылается в своей кассационной жалобе.
При этом в качестве таковых суд признал и в полной мере учел дачу Горнистовым на предварительном следствии признательных показаний, явку с повинной и раскаяние в содеянном, способствование расследованию преступления, состояние его здоровья и семейное положение, наличием у него заболевания, двоих несовершеннолетних детей, что он является единственным кормильцем в семье, работал, молод, характеризуется положительно по месту работы и удовлетворительно по месту жительства.
Оснований для признания по делу иных смягчающих обстоятельств в том числе в виде неправомерного поведения потерпевшего, коллегия, как и суд первой инстанции не находит, а доводы изложенные по этому поводу в принесенных к кассационной жалобе дополнениях подлежат отклонению, как несостоятельные.
При этом с учетом поведения самого осужденного нанесение ему потерпевшим, который заступался за С., пощечины нельзя признать аморальным, а также противоправным поведением, являющимися достаточным поводом для преступления, применительно к п. « з » ч. 1 ст. 61 УК РФ. Что касается доводов жалобы об нанесении потерпевшим оскорблений и унижений осужденному, то с ними также нельзя согласиться, поскольку это противоречит фактическим обстоятельствам дела и опровергается показаниями свидетелей С., Б. не подтвердивших указанные обстоятельства.
В качестве отягчающего обстоятельства обоснованно признан и учтен имеющийся в действиях Горнистова рецидив преступлений.
Суд законно пришел к выводу о назначении осужденному наказания в виде реального лишения свободы, которое является соразмерным содеянному, справедливым и смягчению не подлежащим, а доводы его кассационной жалобы по этому поводу, включая ссылку о применении ст. 64 УК РФ, подлежат отклонению, как необоснованные.
С учетом совершения преступления в период испытательного срока по приговору < > , суд обоснованно в силу ст. 70 УК РФ, которое также является справедливым.
Психическое состояние осужденного судом по делу надлежащим образом проверено и оценено, который обоснованно признан в отношении инкриминируемого деяния вменяемым.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 377, 378 ч.1 п.1, 388 УПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 марта 2011 года в отношении Горнистова С.С. оставить без изменения, а его кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий О.И. Цыбина
Судьи И.К. Дедова
Н.А. Ершов