Судья Болгерт О.А. 22-3346-2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Барнаул 23 июня 2011 г.
Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Цыбиной О.И.
Судей Дедовой И.К. и Ершова Н.А.
При секретаре Бражниковой А.Е.
С участием прокурора Ульяновой Т.М., адвокатов Максимовской Н.В., Куликова Ю.А., осужденного Ушакова С.С. с использованием системы видеоконференцсвязи
Рассмотрела в судебном заседании от 23 июня 2011 года кассационную жалобу осужденного Ушакова С.С., кассационное представление прокурора Тальменского района Андреева С.А. на приговор Тальменского районного суда Алтайского края от 27 апреля 2011 года, которым
УШАКОВ С.С. судимый:
УШАКОВ К.С. не судимый,
осужден по ч.4 ст.111 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Дедовой И.К., объяснения осужденного Ушакова С.С., адвокатов Куликова Ю.А. и Максимовской Н.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Ульяновой Т.М., не поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ушаков С.С., и Ушаков К.С. осуждены за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего Х.
Преступление совершено осужденными при указанных в приговоре обстоятельствах.
В период времени с 23 часов 19.06.2010 года по 05 часов 20.06.2010 года Ушаков С.С. и Ушаков К.С. находились у себя дома по адресу: <….> где распивали спиртное. В это время к ним домой по вышеуказанному адресу пришли ранее знакомые Х. и К., где между Ушаковым С.С. и Ушаковым К.С. с одной стороны и Х. - с другой стороны произошла словесная ссора. В результате ссоры у Ушакова С.С. и Ушакова К.С. на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений к Х., возник умысел на причинение тяжкого вреда здоровью последнего.
Реализуя свой преступный умысел, Ушаков С.С., нанес Х. не менее трех ударов в область лица, отчего потерпевший упал на пол. Ушаков К.С., нанес Х. не менее пяти ударов ногой в область головы. Затем Ушаков С.С. и Ушаков К.С. продолжили нанесение множественных ударов ногами и руками в область головы Х., нанеся при этом совместно не менее 19 ударов, а также нанесли множественные удары руками и ногами в область туловища и конечностей потерпевшего, нанеся при этом совместно не менее 13 ударов.
В результате действий Ушакова С.С. и Ушакова К.С. потерпевшему Х. были причинены следующие телесные повреждения:
- открытая черепно-мозговая травма, закрытый фрагментарно-оскольчатый перелом костей носа, перелом решетчатой кости (передней черепной ямки основания черепа) с кровоизлиянием в ее пазуху (3 мл); субдуральная гематома на нижней поверхности левого большого полушария головного мозга (16 мл); субарахноидальные кровоизлияния правой и левой височных доле; кровоизлияния в правую окологлазничную клетчатку; ссадины на спинке носа (1), в лобной области (4), в правой лобно-теменной области (1), в правой теменно-височной области (1), в правой теменной области (1), в затылочной области справа (1), в правой щечно-скуловой области (1), в левой скуловой области (1), в правой щечной области (14), в проекции тела нижней челюсти справа (1) и слева (1), на нижней губе слева (1); ушибленные раны слизистой оболочки верхней (3) и нижней (4) губы; кровоподтеки на веках правого (1) и левого (1) глаз, на правой ушной раковине (1), со ссадинами (5) на ее фоне; на левой ушной раковине (1), с кровоизлияниями в окружающие мягкие ткани, которая причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Ссадины на правом плече (1), в проекции грудины (1), на левом плечевом (1), правом локтевом (1), правом лучезапястном (1), левом локтевом (1), левом (1) и правом (1) коленных суставах, на левом предплечье (1), на левой кисти (5), в надлобковой области (1); кровоподтеки в проекции грудины (1), на правой кисти (2), которые не причинили вреда здоровью.
Нанося удары по голове и туловищу потерпевшего, Ушаков С.С. и Ушаков К.С. предвидели возможность наступления смерти Х. в результате совершения своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывали на предотвращение таких последствий.
Смерть Х. наступила от причиненной ему Ушаковым С.С. и Ушаковым К.С. открытой черепно-мозговой травмы, осложнившейся отеком и набуханием головного мозга.
В кассационной жалобе осужденный Ушаков С.С. выражает несогласие с приговором, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, а также на суровость приговора. Автор жалобы указывает на то, что все обвинение построено на догадках и предположениях. Свидетель К. оговаривает их с братом, чтобы самому избежать уголовной ответственности, так как первыми затеяли драку, чему суд оценки не дал. Кроме того, считает, что наказание судом назначено без учета его личности, беременности его сожительницы. Необоснованно суд учел мнение потерпевшей о строгом наказании, что повлекло назначение чрезмерно сурового наказания. Просит приговор изменить, дело направить на новое судебное рассмотрение.
В кассационном представлении прокурор просит приговор отменить связи с несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре фактическим обстоятельствам, неправильным применением уголовного закона, нарушениям уголовно-процессуального закона, несправедливостью назначенного наказания. Автор кассационного представления указывает на то, что из показаний осужденного Ушакова К.С., данных им в ходе судебного следствия, следует, что он удары Х. не наносил, в связи с чем, от его действий не могла наступить смерть потерпевшего. Однако данным показаниям судом оценки не дано, и они не опровергнуты. Кроме того, судом не установлено от чьих конкретно действий наступила смерть потерпевшего. А поскольку осужденным не вменялся квалифицирующий признак «группой лиц», то выводы суда о том, что оба виновны в причинении Х. тяжкого вреда здоровью, опасного для его жизни, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, по мнению прокурора, преждевременны.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Вина осужденных установлена совокупностью исследованных и приведенных в приговоре доказательств, оценив которые, суд обоснованно пришел к выводу о виновности осужденных и дал правильную юридическую оценку их действиям.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе и кассационном представлении, всем исследованным доказательствам судом дана надлежащая оценка в приговоре, с приведением мотивов, по которым суд признал одни доказательства достоверными и положил в основу приговора, а другие отверг.
Так, из показаний свидетеля К. следует, что оба брата Ушаковы нанесли множественные удары по голове Х. Данные показания согласуются с показаниями осужденных в ходе предварительного следствия, где каждый из них признавал, что наносил удары в область головы потерпевшего. Кроме того, вина подтверждается материалами уголовного дела, а именно: заключением судебно-медицинской экспертизы трупа Х., согласно которому травма головы образовалась от не менее, чем 19-ти кратного удара твердым тупым предметом (предметами) с ограниченной травмирующей поверхностью в область головы, протоколом следственного эксперимента, протоколом осмотра места происшествия.
Доводы кассационной жалобы осужденного о том, что суд не дал оценки развитию конфликта в доме осужденных, являются несостоятельными. Суд тщательно исследовал показания допрошенных свидетелей и правильно установил, что Ушаков С.С. сам приглашал К. в гости, кроме того, показаниями свидетеля П. опровергаются показания осужденных о том, что ранее К. никогда не приходил к ним в ночное время.
Судебная коллегия не может согласиться и с доводами, изложенными в кассационном представлении о том, что судом не установлено от чьих конкретно действий наступила смерть потерпевшего, а действия Ушаковых не квалифицированы по признаку «совершенные группой лиц».
Суд установил, что оба осужденных наносили удары по голове потерпевшего, с умыслом на причинение тяжкого вреда его здоровью. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы трупа Х. травма головы образовалась от не менее, чем 19 кратных ударов твердым тупым предметом (предметами) с ограниченной травмирующей поверхностью в область головы. Все повреждения являются комплексом единой травмы и в своей совокупности причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Наказание осужденным назначено с учетом степени общественной опасности содеянного преступления, обстоятельств, касающихся личности осужденного и совокупности смягчающих обстоятельств, к которым суд отнес частичное признание вины, активное способствование раскрытию и расследованию преступления в ходе предварительного расследования, молодой возраст, беременность сожительницы Ушакова С.С.
Наказание осужденным назначено соразмерно содеянному преступлению, является законным и справедливым.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, по делу не имеется. Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно. Исследованным доказательствам судом дана оценка в приговоре в соответствии со ст.88, 307 УПК РФ.
Оснований, как для отмены приговора, так и для его изменения, в том числе и со смягчением наказания, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст.377,378,388 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Тальменского районного суда Алтайского края от 27 апреля 2011 года в отношении Ушакова С.С. и Ушакова К.С. оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного Ушакова С.С. и кассационное представление прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий О.И.Цыбина
Судьи Н.А.Ершов
И.К.Дедова