Судья Милешина И.Н. Дело № 22-4145\2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Барнаул 28 июля 2011 года
Судебная коллегия по уголовным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ким А.В.
судей Зверева Д.Ю., Плоских И.М.
при секретаре Суспине Д.Н.
с участием прокурора Параскун Г.В.
адвоката Максимовской Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Копытова М.Н. на приговор Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от 24 мая 2011 года, которым
Копытов М. Н.
- осужден по ч. 1 ст. 62 УК РФ к шести годам лишения свободы, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Зверева Д.Ю., выслушав пояснения адвоката Максимовской Н.В., мнение прокурора Параскун Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приговором суда Копытов М.Н. признан виновным и осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Р., опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, совершенное в период времени с 09 часов 00 минут до 13 часов 45 минут 26 декабря 2010 года в подвальном помещении дома в г. Бийске Алтайского края, путем нанесения потерпевшему не менее десяти ударов руками по лицу и в область головы, а также не менее пяти ударов ногами, обутыми в ботинки, в область головы при обстоятельствах подробно изложенных в приговоре суда.
В судебном заседании осужденный Копытов М.Н. виновным себя признал полностью.
В кассационной жалобе осужденный Копытов М.Н. выражает несогласие с приговором.
В обоснование своих доводов, осужденный указывает, что судом не было принято во внимание состояние его психического здоровья на момент совершения данного преступления, при этом выражает сомнения в объективности проведенной в отношении него комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Тивикова Н.Ю. просит приговор оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Поверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему решению:
Обстоятельства совершения преступления, как они установлены судом, доказанность вины Копытова в совершении преступления, а также правильность квалификации его действий никем не оспаривается.
Доводы кассационной жалобы осужденного о том, что суд не дал оценки выводам комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные выводы экспертов были рассмотрены и надлежаще оценены судом первой инстанции.
Как следует из заключения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы № 017/2011- «С» от 16.02.2011 г. (т. 1 на л.д. 239-240) Копытов каким-либо хроническим психическим расстройством не страдал и не страдает, а обнаруживает признаки личностной деформации и пристрастия к спиртному в виде диссоциального расстройства личности в компенсированном состоянии, хронического алкоголизма средней стадии. Указанные особенности психики Копытова не столь выражены, не сопровождаются болезненными нарушениями мышления, памяти, интеллекта, психотической симптоматикой, отсутствием критических возможностей и не лишали его в период инкриминируемого ему деяния, совершенного так же вне какого-либо временного болезненного расстройства психической деятельности (включая патологическое алкогольное опьянение), а в состоянии простого алкогольного опьянения, что подтверждается сведениями об употреблении спиртного с внешними признаками опьянения, сохранностью словесного контакта, ориентированностью в окружающем, целенаправленностью и последовательностью действий способности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается. Признание ранее Копытова в условиях стационарной судебно-психиатрической экспертизы лишенным способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими объяснимо состоянием декомпенсации имеющегося у него расстройства личности на период обследования, и не противоречит выводам настоящей экспертизы, выявившей у него компенсированное состояние указанного расстройства, что подтверждается достаточной способностью к самостоятельному регулированию эмоционального состояния и поведения, отсутствием необходимости медикаментозной коррекции, сохранностью критических способностей.
С учетом вышеназванных выводов экспертов и адекватного поведения осужденного Копытова в судебном заседании суд первой инстанции обоснованно признал его вменяемым и сделал законный и обоснованный вывод, что он не подлежит освобождению от уголовной ответственности, при этом, вопреки доводам жалобы, вышеназванное состояние его психического здоровья, было обоснованно учтено судом при назначении наказания в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.
Нанесенное знакомой осужденного - М. оскорбление со стороны потерпевшего, послужившее поводом для возникновения данного конфликта, совокупностью приведенных доказательств, в том числе показаний самого осужденного о том, что в ответ на оскорбления М. со стороны потерпевшего он сначала неоднократно делал последнему замечания, после чего не вытерпел и стал избивать потерпевшего, взаимосвязанных с вышеназванным заключением экспертов о том, что в инкриминируемый период времени Копытов не обнаруживал временного расстройства психической деятельности, либо иного болезненного состояния психики, а находился в состоянии простого алкогольного опьянения, на взгляд судебной коллегии объективно не может свидетельствовать о совершении Копытовым данного преступления в состоянии аффекта, в связи с чем, указанное поведение потерпевшего также было обоснованно учтено судом первой инстанции в качестве смягчающего наказание осужденного обстоятельства.
Таким образом, действия осужденного Копытова верно квалифицированны по ч.4 ст.111 УК РФ (в редакции ФЗ № 26 от 07.03.2011 года) как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.
Приговор постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, на основании всестороннего и объективного исследования в судебном заседании допустимых доказательств, решения суда мотивированны.
Что касается назначенного осужденному наказания, то оно назначено в строгом соответствии с требованиями ст. 6, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности, в том числе характеризующего материала, влияния назначенного наказание на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, а также иных обстоятельств, влияющих на вид и размер наказания. При этом вопреки доводам жалобы, в качестве смягчающих наказание обстоятельств, судом обоснованно признаны и надлежаще учтены: признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, молодой возраст, поведение потерпевшего, предшествующее причинению ему тяжкого вреда здоровью, повлекшего его смерть, состояние здоровья осужденного с учетом наличия всех имеющихся у него заболеваний.
Обстоятельств, отягчающих наказание осужденного, судом не установлено.
С учетом обстоятельств дела, личности виновного, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости назначения Копытову наказания в виде реального лишения свободы.
Назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному, каких-либо обстоятельств, существенно уменьшающих общественную опасность содеянного, по делу не усматривается. Оснований для смягчения наказания, в том числе с применением требований ст. 64, 73 УК РФ, судебная коллегия, как и суд первой инстанции, не находит.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену и изменение приговора, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от 24 мая 2011 года в отношении Копытова М. Н. оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Ким
Судьи: Д.Ю. Зверев
И.М. Плоских