Итоговый документ суда



Судья Снытников А.В.                                                                      Дело №33-1102/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

09 февраля 2011 года                   г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе: председательствующего Чубукова С.К.,

судей Гореловой Т.В., Блинова В.А.  

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Косихинском районе на решение Косихинского районного суда Алтайского края от 29 декабря 2010 года по делу

по иску Артемовой Г.Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Косихинском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.

Заслушав доклад судьи Гореловой ТВ., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Артемова Г.Б. обратилась в  суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Косихинском районе (далее ГУ-УПФР) о признании права на досрочное  назначении  трудовой пенсии.   

В обоснование  требований указала, что  5 октября 2010 года обратилась в ГУ-УПФР в Косихинском районе  о  назначении  досрочной   трудовой пенсии.  Однако в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано, так как  из  педагогического стажа был исключен период трудовой деятельности с 3 октября 1985 года по 1 октября 1987 года на должности секретаря комитета комсомола  СПТУ-74. Факт работы  подтверждается записью в трудовой книжке.

Просила признать незаконным решение № 54 от 13  ноября 2010 года  об отказе в назначении  досрочной трудовой пенсии. Признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением   педагогической деятельности в соответствии с подпунктом  19  п.1  ст.27  Федерального  закона от 17 декабря 2001 года № 173 ФЗ «О трудовых  пенсиях в Российской Федерации».  Обязать ГУ-УПФР в Косихинском  районе  включить  в стаж  период  работы с 3 октября  1985 года по 1 октября 1987 года назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу,  осуществляющему педагогическую деятельность в образовательном   учреждении  для детей, с момента обращения за ее назначением, то есть с 5 октября 2010 года.

Решением Косихинского районного суда от 29 декабря 2010 года иск   Артемовой Г.Б.  удовлетворен.

Признано незаконным решение ГУ - УПФР в Косихинском районе №54 от 13 ноября 2010 года об отказе Артемовой Г.Б. в назначении  досрочной трудовой пенсии  по старости.

За Артемовой Г.Б. признано право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001  года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На ГУ-УПФР в Косихинском районе возложена обязанность засчитать в стаж Артемовой Г.Б., дающей право для назначения досрочной трудовой пенсии  по старости, период работы с 3 октября 1985 года по 1 октября 1987 года и назначить  досрочную  трудовую пенсию по старости  с 5 октября  2010 года.

С ГУ-УПФР в Косихинском районе в пользу Артемовой Г.Б. взыскано 1 700 рублей, в том числе: расходы  на оплату юридических услуг в размере 1 500 рублей,  200 рублей расходы на оплату государственной пошлины.

В кассационной жалобе ответчик ГУ - УПФ РФ в Косихинском районе просит отменить решение суда, принять новое, которым в удовлетворении иска отказать.

В качестве доводов ссылается на то, что порядок определения права на пенсию и определения размера пенсии регулируется действующим на момент обращения за пенсией законодательством. В настоящее время право на досрочное назначение трудовой пенсии по нормам подп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется в соответствии со Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2002 №781. В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за периоды до 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие на дату введения нового правового регулирования. В Списках, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 (в отношении периодов работы до 01.11.1999) и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 (в отношении периодов работы после 01.11.1999) должность секретаря комитета комсомола не предусмотрена.

Кроме того, указывает на то, что в правилах подсчета специального стажа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 отсутствуют положения, позволяющие включать в специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью периоды работы в выборной должности, которой и является должность секретаря комитета комсомола.

В возражениях на кассационную жалобу ГУ - УПФ РФ в Косихинском районе, истец Артемова Г.Б. просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

По общему правилу, женщины, достигшие возраста 55 лет, имеют право на трудовую пенсию по старости (ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В соответствии с подп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочную пенсию пользуются лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч.2 ст.27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. В разделе «Наименование должностей» Списка должность секретаря комитета комсомола не указана.

Такая должность не предусматривалась и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем, во время работы истца в должности секретаря комитета комсомола действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

В соответствии с утвержденным указанным Постановлением Совета Министров СССР Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы по специальности засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Удовлетворяя исковые требования Артемовой Г.Б. и включая период ее работы в качестве секретаря комитета комсомола СПТУ-74 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, суд пришел к правильному выводу о том, что возможность включения указанной работы в педагогический стаж была предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.

При этом суд обоснованно исходил из того, что указанное Постановление действовало в период работы истицы на вышеназванной должности, а потому данный период подлежит включению в стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, независимо от времени обращения истицы за назначением пенсии.

Также судом правильно учтены правила п.4 указанного Положения о порядке исчисления стажа, согласно которому выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Поскольку не оспариваемый Пенсионным фондом стаж педагогической работы Артемовой Г.Б. составил более требуемых 2/3 от 25 лет, то включение судом периода работы Артемовой Г.Б. 03 октября 1985 года по 01 октября 1987 года секретарем комитета комсомола СПТУ-74 в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выслугой лет обосновано.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Доводы кассационной жалобы судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных выше норм материального права.

Таким образом, предусмотренных ст.362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Косихинском районе Алтайского края на решение Косихинского районного суда Алтайского края от 29 декабря 2010 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200