Судья Матвиенко Е.Н. Дело № 33-1036/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 февраля 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Варнавского В.М.
судей Цибиной Т.О., Дмитриевой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам истца Колмакова П.Л., ответчика государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелаболихинском районе Алтайского края» на решение Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 20 декабря 2010 года по иску Колмакова П.Л. к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелаболихинском районе Алтайского края» о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости и об обязании произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости с 02 августа 2010 года.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колмаков П.Л. обратился в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелаболихинском районе Алтайского края» (далее - Пенсионный фонд), просил признать незаконным решение Пенсионного фонда от 13 августа 2010 года, обязать произвести перерасчет страховой части пенсии с 02 августа 2010 года.
В обоснование иска ссылался на то, что 02 августа 2010 года обратился в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете страховой части трудовой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера общей продолжительностью 10 лет 5 месяцев 13 дней. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» для назначения пенсии стаж работы исчисляется в полуторном размере. В связи с этим общий трудовой стаж истца составляет более 25 лет, поэтому при расчете страховой части пенсии необходимо применять отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не свыше 1,7, а не свыше 1,2, как полагает Пенсионный фонд.
Решением Шелаболихинского районного суда от 20 декабря 2010 года иск Колмакова П.Л. удовлетворен.
Признано незаконным решение Пенсионного фонда от 02 августа 2010 года об отказе Колмакову П.Л. в перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости, Пенсионный фонд обязан произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости с 02 августа 2010 года.
В кассационной жалобе истец Колмаков П.Л. просит изменить решение суда, обязав ответчика произвести перерасчет пенсии с 12 ноября 2009 года, поскольку с этого времени истец является пенсионером.
Кассационная жалоба ответчика Пенсионного фонда содержит просьбу об отмене решения суда, так как стаж работы при расчете страховой части пенсии должен приниматься в календарном, а не в льготном исчислении. Общий трудовой стаж истца в календарном исчислении составляет 23 года 2 месяца и 29 дней при требуемых 25 годах, стаж работы в районах Крайнего Севера - 10 лет 1 день, вместо требуемых 15 календарных лет для применения отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не свыше 1,7.
Также ответчиком представлены возражения на жалобу истца с просьбой не принимать во внимание доводы жалобы как несостоятельные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав истца Колмакова П.Л, представителя ответчика Татарских Ю.А., судебная коллегия отменяет решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях) предусматривает порядок оценки пенсионных прав путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал, который рассчитывается, в том числе, исходя из расчетного размера трудовой пенсии (РП).
Пунктом 3, 4 и 6 названной статьи Закона о трудовых пенсиях предусмотрены различные формулы расчета РП. В первом варианте - исходя из стажевого коэффициента, соотношения зарплаты застрахованного лица и среднего заработка по России, а также среднемесячной зарплаты по России в 2001 году. Во втором варианте - исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица и стажевого коэффициента, в третьем - по ранее действовавшему пенсионному законодательству.
Обращаясь с иском, Колмаков П.Л. ссылался на то, что период его работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях необоснованно засчитан в календарном, а не в льготном размере, в связи с чем размер его пенсии занижен ответчиком и следует обязать его произвести перерасчет, применив, как указывает истец, «повышенный коэффициент».
Таким образом, истец при формулировке требований конкретно не указал, какой из расчетных показателей при определении размера его пенсии занижен, что не освобождает суд от обязанности проверить обоснованность позиции истца о необходимости перерасчета его пенсии.
Разрешая спор, суд сослался на положения пункта 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях, который действительно предусматривает исчисление общего трудового стажа, необходимого для расчета стажевого коэффициента, для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в льготном (полуторном) размере. В таком случае может быть увеличен стажевый коэффициент, пропорционально отработанным мужчиной свыше 25 лет годам, что применительно к настоящему делу не отрицалось ответчиком в кассационной жалобе.
В то же время, суд сделал вывод о том, что при исчислении пенсии истца следует применять повышенное отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по России в размере 1,7 вместо 1,2., однако отношение названных величин применяется только при расчете пенсии по формуле, предусмотренной пунктом 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях.
Таким образом, суд одновременно применил два порядка расчета пенсии, предусмотренные пунктом 3 и пунктом 4 статьи 30 Закона, что недопустимо.
Суд не учел, что при исчислении стажевого коэффициента по пункту 3 статьи 30 Закона не предусмотрено определение общего трудового стажа в полуторном размере, такой порядок для определения стажевого коэффициента предусмотрен только пунктом 4.
Для определения же специального стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях законом вообще не предусмотрен льготный порядок, такой стаж рассчитывается исключительно календарно. В этой связи вывод суда о применении повышенного отношения названных среднемесячных заработков в порядке пункта 3 названной статьи противоречит закону, так как суд исчислил специальный стаж в полуторном размере и пришел к выводу о наличии у истца более 15 лет льготного стажа.
Более того, суд сослался на статью 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», которая утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Таким образом, суд вынес противоречивое решение, неверно применив порядок расчета трудовой пенсии, соединив различные формулы расчета РП, и не приняв во внимание различные варианты исчисления общего и специального трудового стажа в рамках названных формул.
Также судом не учтено, что по смыслу положений Закона о трудовых пенсиях застрахованное лицо имеет право выбора наиболее благоприятного для него варианта расчета размера трудовой пенсии, конкретные варианты должны быть ему разъяснены компетентным органом, исходя из чего пенсионер делает выбор в пользу того или иного варианта.
В случае возникновения спора, суд обязан проверить, исполнено ли Пенсионным фондом данное требование закона, исчислена ли пенсия заявителя в наиболее благоприятном для него варианте, чего в данном случае судом первой инстанции сделано не было. Суд не выяснил позицию ответчика относительно того, по какому из названных пунктов статьи 30 Закона о трудовых пенсиях определен расчетный размер трудовой пенсии Колмакову П.Л.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом нарушения кассационная инстанция устранить возможности не имеет.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в подтверждение требований и возражений, выяснить, на сновании какой формулы рассчитан расчетный размер трудовой пенсии истца, избран ли Пенсионный фондом наиболее благоприятный для Колмакова П.Л. вариант расчета пенсии, правильно применив нормы материального и процессуального права, разрешить спор по существу.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 20 декабря 2010 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий:
Судьи: