Судья Сухарева С.А. Дело № 33-1489/11(А)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 марта 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Дьякова М.И.,
судей Кулеш О.А., Мокрушиной В.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя истца Филимоновой В.И. - Малкова Е.Г. на решение Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от 28 декабря 2010 года по делу по иску прокурора г. Бийска в интересах Филимоновой В.И. к администрации г. Бийска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Дьякова М.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Бийска обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что 6 июля 2010 года вдова ветерана Великой Отечественной войны Филимонова В.И. обратилась в администрацию г. Бийска с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако решением жилищной комиссии администрации г. Бийска № 27 от 9 июля 2010 года Филимонова В.И. не признана нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что … года она подарила принадлежащую ей на праве собственности квартиру по адресу: … своей дочери Д., что, по мнению комиссии, свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий.
Данное решение администрации г. Бийска прокурор считает незаконным, поскольку Филимонова В.И. в собственности жилого помещения не имеет, зарегистрирована и проживает в квартире своей дочери. Умысла на намеренное ухудшение своих жилищных условий Филимонова В.И. не имела. Кроме того, на момент оформления Филимоновой В.И. договора дарения действующее законодательство не предусматривало возможности для ветеранов Великой Отечественной войны встать на учет и получить жилье во внеочередном порядке.
Прокурор просил признать незаконным решение жилищной комиссии администрации г. Бийска № 27 от 9 июля 2010 года об отказе в признании Филимоновой В.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию г. Бийска поставить Филимонову В.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить ее в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 марта 2005 года.
Решением Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от 28 декабря 2010 года в удовлетворении исковых требований прокурору отказано.
В кассационной жалобе представитель Филимоновой В.И. - Малков Е.Г. просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Филимонова В.И. является нуждающейся в улучшении жилищных условий в силу пунктов 1, 4 ч. 1 ст. 51, поскольку не имеет жилого помещения, кроме того, страдает заболеванием, при котором совместное проживание с ней в одной квартире невозможно. Кроме того, не соответствует действительности вывод суда о том, что Филимонова В.И. намеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку на момент дарения принадлежащей ей квартиры Филимонова В.И. не относилась к числу лиц, которые могли получить жилье как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца Филимоновой В.И. - Филимонова С.Л., и прокурора Денисову А.В., просивших отменить решение суда, а также представителя администрации г. Бийска Карюгину Л.В., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что со стороны Филимоновой В.И. действительно имело место намеренное ухудшение жилищных условий, в связи с чем ей было обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах», указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, предусматривающие, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как усматривается из материалов дела, Филимонова В.И. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, что подтверждается удостоверением № … (л.д. 13).
Согласно штампу в паспорте, а также выписке из домовой книги, Филимонова В.И. с … года зарегистрирована и по настоящее время проживает в квартире по адресу: …, общей площадью … кв.м. (л.д. 12 об., 16). Кроме Филимоновой В.И., по указанному адресу зарегистрирован и проживает ее внук Ч.
Указанное жилое помещение до … года принадлежало Филимоновой В.И.
… года Филимонова В.И. на основании договора дарения подарила квартиру по адресу: … своей дочери Д. (л.д. 18).
6 июля 2010 года Филимонова В.И. обратилась в администрацию г. Бийска с заявлением о принятии ее на учет для получения жилой площади в связи с переездом из с. … … района … края (л.д. 45).
Согласно извещению б/н от 9 июля 2010 года, решением жилищной комиссии администрации г. Бийска № 27 от 9 июля 2010 года Филимонова В.И. не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с намеренным ухудшением жилищных условий, выразившихся в заключении Филимоновой В.И. … года договора дарения квартиры № … (л.д. 46).
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что суд пришел к правильному выводу о законности данного решения жилищной комиссии, поскольку действия Филимоновой В.И. свидетельствуют о том, что она действительно намеренно ухудшила свои жилищные условия путем заключения договора дарения единственного принадлежащего ей жилого помещения. До заключения данного договора Филимонова В.И., являясь собственником жилого дома площадью … кв.м., не нуждалась в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, отчуждение принадлежащего истцу жилого дома, при отсутствии у него других жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма, привело к возникновению у истца оснований относить его к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и, следовательно, позволило истцу в последующем обращаться в соответствующие органы по вопросу оказания ему мер социальной защиты в виде обеспечения жильем.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности вывода суда о намерении у Филимоновой В.И. ухудшить свои жилищные условия, опровергаются материалами дела, из которых усматривается, что до заключения договора дарения жилого дома Филимонова В.И. не могла быть отнесена к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, после отчуждения принадлежащего ей жилого дома Филимонова В.И. продолжала в нем проживать, с регистрационного учета не снималась, что свидетельствует о том, что договор дарения был заключен Филимоновой В.И. лишь с целью передачи права собственности на жилой дом другому лицу, т.е. фактически с целью намеренного ухудшения своих жилищных условий.
Ссылка представителя истца в кассационной жалобе на то, что до принятия Указа Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» Филимонова В.И. не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении, основано на неправильном толковании положений ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
Довод кассационной жалобы о том, что Филимонова В.И. страдает заболеванием, при наличии которого совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, несостоятелен, поскольку заболевание Филимоновой В.И. (…) не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378. Кроме того, при обращении в администрацию г. Бийска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Филимонова В.И. не ссылалась на данное обстоятельство.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Кассационную жалобу представителя истца Филимоновой В.И. - Малкова Е.Г. на решение Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от 28 декабря 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подг. для публикации пом. судьи Злобина Е.А.