Судья Золотухина В.И. Дело № 33-1465/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 марта 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Варнавского В.М.
судей Цибиной Т.О., Кавуновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края» на решение Заринского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2010 года по иску Хомутова А.Г. к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края» о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хомутов В.Г. обратился в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края» (далее - Пенсионный фонд), просил признать незаконным решение Пенсионного фонда от 14 мая 2010 года об отказе в назначении пенсии досрочно, включить в специальный трудовой стаж период работы с 25 декабря 1991 года по 08 февраля 1996 года оператором производства формованного пенополиуретана в цехе товаров народного потребления ОАО «Алтай-кокс».
В обоснование иска ссылался на то, что имеет право на назначение трудовой пенсии досрочно на основании пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также - Закон о трудовых пенсиях) в связи с работой вредными условиями труда, однако Пенсионный фонд незаконно не включил заявленный период в специальный стаж.
Решением Заринского городского суда от 21 декабря 2010 года иск удовлетворен.
Признано недействительным решение Пенсионного фонда от 14 мая 2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Хомутову А.Г.
В специальный стаж Хомутова А.Г., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», включен период работы с 25 декабря 1991 года по 08 февраля 1996 года в качестве оператора производства формованного пенополиуретана в цехе товаров народного потребления ОАО «Алтай-кокс».
Признано право Хомутова А.Г. на трудовую пенсию по старости с 03 мая 2010 года, Пенсионный фонд обязан назначить пенсию Хомутову А.Г. с указанной даты.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит об отмене решения суда. Указывает, что ОАО «Алтай-Кокс» не относится к предприятию химической или нефтехимической промышленности, поэтому пенсия истцу может быть назначена по Списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, только при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 1 или 2 класса опасности и занятости полный рабочий день в технологическом процессе производства полиуретана (пенополиуретана). Хомутов А.Г. работал в должности оператора производства формованного пенополиуретана в цехе товаров народного потребления, в структуре предприятия нет самостоятельного участка по производству полиуретана (пенополиуретана), то есть отсутствуют доказательства его занятости в технологическом процессе производства пенополиуретана. В суд не представлено заключение о наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 1-2 класса опасности. Справка, уточняющая особый характер работы, не содержит сведений о наличии таких веществ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Хомутова А.Г., судебная коллегия оставляет кассационную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственного не менее 20 и 15 лет.
Из материалов дела следует, что решением Пенсионного фонда от 14 мая 2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии Хомутову А.Г. отказано.
По Списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 Хомутову А.Г. не включен период работы с 25 декабря 1991 года по 08 февраля 1996 года в качестве оператора производства формованного пенополиуретана в цехе товаров народного потребления.
Между тем Списком № 1 производств, профессий, должностей и показателей на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, предусмотрено назначение трудовой пенсии досрочно рабочим и мастерам предприятий отраслей промышленности и народного хозяйства, занятых полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции, в том числе полимеров, пластических масс (включая композиционные материалы, стеклопластики и полиуретана) в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 1 или 2 класса опасности, а также канцерогенов.
Согласно пояснительной записки «Технологическая часть» (участок по выпуску элементов мебели из ППУ со складами химических материалов и готовой продукции) процесс производства деталей мебели из пенополиуретана основан на переработке двух химических компонентов, которые в виде реакционной смеси заливаются в пресс-формы, выдерживаются, извлекаются в виде заготовок. Для производства формованного полиуретана и пенополиуретана используется вещество Б-222, которое согласно п.9.3.1 пояснительной записки по степени воздействия на организм относится к классу чрезвычайно опасных веществ, относится к 1 классу опасности по ГОСТ 12.1 007-76, что предполагает наличие данных веществ в воздухе рабочей зоны.
Поскольку факт наличия опасных веществ, относящихся к 1 классу опасности подтвержден документально работодателем, результатами аттестации рабочих мест, доводы жалобы об отсутствии заключения лаборатории или Центра Госсанэпиднадзора о наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 1-2 класса опасности, не являются основанием для удовлетворения жалобы, так как в силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Факт занятости истца полный рабочий день в технологическом процессе производства полиуретана подтверждается справкой от 30 апреля 2010 года года, уточняющей особый характер работы или условий труда, выданной ООО «Алтай-кокс», согласно которой Хомутов А.Г. работал полный рабочий день постоянно в цехе товаров народного потребления в качестве оператора производства формованного пенополиуретана с 25 декабря 1991 года по 08 февраля 1996 года. Указанный период проходил в химическом производстве, в технологическом процессе производства пластических масс (включая композиционные материалы, стеклопластики и полиуретаны, в том числе методом напыления) - Список №1 раздел № 8 подраздел Б позиция 1080Б000-17541.
В соответствии со статьей 25 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» работодатель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии,
Из справки, подтверждающей льготный стаж, следует, что работодатель предупрежден об ответственности за предоставленные сведения.
Из пояснительной записки технологической части следует, что процесс производства деталей из пенополиуретана основан на взаимодействии двух химических активных компонентов А-222 и Б-222. Компонент Б-222 по степени воздействия на организм относится к классу чрезвычайно опасных веществ (1-ый класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76).
Из представленных работодателем карт аттестации рабочих мест оператора ПФПП в цехе товаров народного потребления следует, что указанные работы отнесены к Списку № 1 «Химическое производство» 1080Б000-17541.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы ответчика об отсутствии условий для включения указанного периода в специальный стаж необоснованны.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края» на решение Заринского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: