Итоговый документ суда



Судья Потякина А.Н.                                                                Дело № 33-1253/11

                                               О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 февраля 2011 года                                                                              г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Ермакова Э.Ю.

судей Кулеш О.А., Мокрушиной В.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Марченко О.В. на решение Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от 02 ноября 2010 года по делу по иску Марченко О.В. к администрации г. Бийска о предоставлении жилья.

Заслушав доклад судьи Кулеш О.А., судебная коллегия

                                       У С Т А Н О В И Л А :

Марченко О.В. обратился в суд с иском к администрации г.Бийска о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 1992 году он обратился в администрацию Приобского района г.Бийска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, однако до настоящего времени вопрос с предоставлением жилья не решен. Администрация Приобского района г.Бийска переложила обязанность по предоставлению жилого помещения на предприятие, в котором он работал, ему была <…> комната в общежитии: <…>, где в настоящее время он <…> с <…>И.А., <…>В.О., <…>, С.О., <…>.

В 2000 году он повторно обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, заявление его было рассмотрено и он с членами семьи был поставлен на учет в очередь на общих основаниях.

Полагает, что администрация г.Бийска незаконно отказала ему в предоставлении жилья вне очереди, поскольку впервые он обратился с такого рода заявлением в 1992 году, когда ему было 18 лет. Соответственно, он имеет право на гарантии, предусмотренные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Истец просил обязать администрацию г.Бийска предоставить ему и <…>, благоустроенное жилое помещение, соответствующее нормам действующего жилищного законодательства, в двухмесячный срок.

Решением Восточного районного суда г. Бийска от 02 ноября 2010 года Марченко О.В. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Марченко О.В. просил решение суда отменить, принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на то, что выводы суда, изложенные в решении, фактическим обстоятельствам дела не соответствуют. Так, в суд был представлен ответ администрации Приобского района г. Бийска № 155 от 15 июня 1992 года, где указано, что Марченко О.В. обратился в администрацию Приобского района г. Бийска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения вне очереди. По мнению истца, данным ответом подтверждается факт его постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Администрацией района не представлено доказательств, что истец не был поставлен на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Комната в общежитии ему <…> исключительно как работнику <…>на период работы на данном предприятии. На момент обращения истца в администрацию ЖК РФ не действовал, действовал ЖК РСФСР, который не требовал от лиц, относящихся к категории детей сирот, такого обращения, данная обязанность возлагалась на администрацию образовательного учреждения, в котором они обучались. Несмотря на указанные обстоятельства в 1992 году Марченко О.В. обратился в администрацию самостоятельно. Вывод суда о пропуске срока исковой давности является ошибочным. Кроме того, в Федеральный закон, регламентирующий предоставление жилья гражданам РФ,  относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 17 декабря 2009 года внесены изменения, в соответствии с которыми возрастные ограничения были сняты.

В письменных возражениях администрация г. Бийска просила решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Марченко О.В. - Панчук Н.В., поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя администрации г. Бийска Безменову Е.В., полагавшую, что решение суда отмене не подлежит, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.

В соответствии с абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996     №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту- Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Аналогичные гарантии закреплены в Законе Алтайского края от 31 декабря 2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (ч.2 ст.4).

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего предоставления им жилого помещения, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» раскрываются в ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ.

Согласно положениям вышеуказанного закона, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23-летнего возраста. В случае, если социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью лица, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была реализована до 23 лет, то данное право сохраняется за ним до реализации данной льготы.

Право указанной категории лиц на внеочередное получение жилья предполагает их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Между тем сведения о том, что Марченко О.В. был поставлен на учет  для получения жилого помещения вне очереди как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в материалах дела отсутствуют.

Напротив согласно письму администрации Приобского района г.Бийска от 15 июня 1992 года № 195 Марченко О.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на общих основаниях по месту работы.

Кроме того, из содержания искового заявления Марченко О.В., а также пояснений данных его представителем в судебном заседании (л.д.112 об.) следует, что в 1992 году Марченко О.В. обращался в администрацию Приобского района г. Бийска по вопросу обеспечения жильем, но получил отказ.

Данное решение не было оспорено Марченко О.В. в установленном законом порядке.

Само по себе то обстоятельство, что в письменном обращении от 15 июня 1992 года № 155 администрация Приобского района г. Бийска просила заместителя управляющего по быту <…>В.В. решить вопрос о предоставлении Марченко О.В. жилого помещения вне очереди, не свидетельствует о том, что Марченко О.В. обратился в администрацию с заявлением о постановке его на учет в установленном порядке, а также о том, что вследствие такого обращения он был поставлен на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Поскольку по делу установлено, что в настоящее время Марченко О.В. на учете на внеочередное получение жилого помещения не состоит, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на администрацию г. Бийска обязанности предоставить Марченко О.В. жилое помещение во внеочередном порядке.

Вышеуказанные обстоятельства являются достаточными для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем доводы жалобы о том, что срок исковой давности истцом не пропущен, не влияют на законность решения.

Ссылка в жалобе на то, что согласно письму государственного комитета ССР по народному образованию от 14 сентября 1989 года № 93-16-138/08 «О применении Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 года № 872 «О мерах по коренному воспитанию, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в высших и средних специальных учебных заведениях» администрация учебного заведения, в общежитии которого он проживал, обязана была за год до окончания учебного заведения, сообщать исполкому местного Совета о том, что истец должен был быть обеспечен благоустроенным помещением, на законность принятого решения не влияет, поскольку само по себе такое обращение учреждения при отсутствии личного заявления гражданина о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не может служить основанием для постановки его на учет. Так, в силу ст. 49 ЖК РСФСР, п. 12 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения в РСФСР, установленному Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 (действовавших до 01 марта 2005 года) для принятия на учет гражданином подается заявление.

Доводы кассационной жалобы о том, что комната в общежитии истцу была <…> во временное пользование и после ее предоставления Марченко О.В. не перестал нуждаться в улучшении жилищных условий, не принимаются во внимание, поскольку судом установлено, что на момент рассмотрения дела Марченко О.В. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке не состоит.

Ссылка в жалобе на то, что в федеральный закон, регламентирующий предоставление жилья гражданам РФ из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесены изменения и сняты возрастные ограничения, не имеет правового значения для настоящего дела, поскольку Марченко О.В. установленном порядке на учет на внеочередное предоставление жилья не поставлен.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                О П Р Е Д Е Л И Л А :

кассационную жалобу Марченко О.В. на решение Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от 02 ноября 2010 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200