Итоговый документ суда



Судья Малетина Е.В.                                                         Дело № 33-1758/11

 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

09 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Ермакова Э.Ю.,

судей Котликовой О.П., Кулеш О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу заявителя Морозовой Г.И. на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 21 января 2011 года по делу по заявлению

Морозовой Г.И. об оспаривании действий администрации Железнодорожного района г.Барнаула.

Заслушав доклад судьи Ермакова Э.Ю., судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

Морозова Г.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными действия администрации Железнодорожного района г.Барнаула, связанные с вынесением постановления от 18 ноября 2010 года № 2421 «Об отказе семье Морозовых в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения», обязать администрацию поставить Морозовых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на следующие доводы и обстоятельства.

Она проживает вдвоем с дочерью Морозовой И.А. в жилом помещении площадью 34,7 кв.м. Дочь является инвалидом 2 группы, подпадающим под перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь 12 кв.м. Минимум жилой площади на нее и дочь должен составлять 36 кв.м., тогда как они проживают на 34,7 кв.м. В квартире, где они проживают, нет ванной комнаты или душа, комнаты смежные.

Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 21 января 2011 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В кассационной жалобе заявительница просила решение отменить, полагая, что судом не было учтено право Морозовой И.А. на дополнительную жилую площадь; оставлено без внимания отсутствие в квартире ванной комнаты или душевой; правом на внеочередное обеспечение жилым помещением обладают граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний и целью предоставления жилья таким гражданам является отселение в связи с невозможностью проживая с ними в одной квартире.  

В возражениях на кассационную жалобу заинтересованное лицо- администрация Железнодорожного района г.Барнаула просило решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав заявителя Морозову Г.И., представителя заинтересованного лица- администрации Железнодорожного района г.Барнаула Чапланову Е.В., обсудив кассационную жалобу в соответствии с ч.1 ст.347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГПК РФ), т.е. в пределах изложенных в ней доводов, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.

Отказывая в удовлетворении заявления Морозовой Г.И., районный суд в решении пришел к обоснованному выводу о том, что у администрации Железнодорожного района г.Барнаула имелись основания для отказа семье Морозовых в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Так, согласно ч.ч.1,2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;  являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;  проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.  

С той же целью постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817 утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. В указанный перечень входят психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения (п.2).

Судом установлено, что заявитель Морозова Г.И. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию. Ее дочь Морозова И.А. по общему заболеванию является инвалидом второй группы.   

Из сообщения врачебной комиссии Алтайской краевой клинической психиатрической больницы от 4 октября 2010 года следует, что Морозова И.А. в соответствии с постановлением Правительства России от 21 декабря 2004 года № 817 имеет право на пользование дополнительной жилой площадью.

Согласно заключению врачебной комиссии № 747 от 18 октября 2010 года Морозова И.А. подпадает под перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан (приказ № 378 от 16 июня 2006 года).

Морозова Г.И. и Морозова И.А. зарегистрированы и проживают по «…» с 27 февраля 1975 года.

Данная квартира является двухкомнатной, имеет общую площадь 34,7 кв.м., жилую- 25,4 кв.м.

На основании решения исполкома Октябрьского района Совета депутатов трудящихся от 21 января 1975 года № 17 нанимателем вышеуказанной квартиры является Морозова Г.И.  

Решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 года № 294 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи.

Как указано выше, общая площадь жилого помещения, занимаемого заявительницей и ее дочерью, составляет 34,7 кв.м. Следовательно в рассматриваемой ситуации на одного члена семьи приходится по 17,35 кв.м., что превышает учетную норму.  

В силу п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от 18 ноября 2010 года № 2421 Морозовой Г.И. (состав семьи 2 человека) было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на вышеприведенную норму Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (л.д. 52).

Суд первой инстанции в решении на основе надлежащего анализа имеющихся в деле доказательств и правильного толкования вышеприведенных норм материального права пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого отказа администрации Железнодорожного района г.Барнаула.  

Довод кассационной жалобы о том, что суд не принял во внимание право Морозовой И.А. на дополнительную жилую площадь в связи с наличием имеющегося заболевания является ошибочным.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза) при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По смыслу данного правового положения право на дополнительную жилую площадь реализуется при предоставлении жилья инвалиду, состоящему на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Поэтому не имеется оснований полагать, что данное право учитывается при решении вопроса о признании инвалида нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Несостоятелен довод заявительницы о том, что Морозова И.А. должна быть отселена в другое жилое помещение.

В силу п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положений постановления Правительства России «О представлении льгот инвалидам и семьям, имеющих и детей- инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Согласно ч.ч.1,3 ст.69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Нанимателем жилого помещения по ул. «…»  является Морозова Г.И. Ордер на право занятия указанной квартиры выдан на семью из трех человек, в том числе на дочь Морозовой Г.И. Морозову И.А. (л.д.2). С 27 февраля 1975 года Морозова И.А. проживает в жилом помещении как член семьи нанимателя жилого помещения. Следовательно, Морозовы проживают в квартире, занятой одной семьей.

Не имелось оснований для признания семьи Морозовых Г.И. нуждающейся в жилом помещении в связи с проживанием в жилом доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, поскольку Морозова Г.И. в компетентный орган (межведомственную комиссию) с соответствующим заявлением не обращалась.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, имеющихся в деле.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение решения суда первой инстанции, не установлено, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                    О П Р Е Д Е Л И Л А:

кассационную жалобу заявителя Морозовой Г.И. на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 21 января 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200