Итоговый документ суда



Судья Сухарева С.А.                                                         Дело № 33-1619/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего   Чубукова С.К.,

судей                                   Решетниковой И.Ф., Храмцовой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края

на решение Восточного  районного суда г. Бийска Алтайского края от 26 октября   2010 года

по делу по иску Васильченко В.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края о возложении обязанности включить периоды работы в льготный стаж, назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф.,  судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Васильченко В.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края  о включении периодов работы с *года по * 1983 года,  с * 1983 года по * 1984 года в специальный стаж, отмене решения  от 10 апреля 2009 года № 13, назначении пенсии  с 11 января 2009 года.

В обоснование требований указала, что  11 января 2009 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.  Однако ответчик отказал в назначении пенсии, сославшись на отсутствие необходимого стажа. В специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам  Крайнего Севера,  не были включены периоды  работы с * 1978 года по * 1978 года в качестве * в *в связи с тем, что документально не подтверждена местность нахождения указанной организации, с * 1979 года по * 1983 года и с * 1983 года по * 1984 года в качестве * в войсковых частях * и *, так как местом дислокации войсковых частей в справке № 474 от 03 марта 2009 года указан пос. Тихоокеанский Шкотовского района Приморского края, который не относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.  Документально стаж подтвердить не имеет возможности, поскольку Основная часть находилась в пос. Тихоокеанский, а  в Советской гавани находилась вторая рота, где она и работала. В архиве данные о месте  дислокации 2 роты в/ч *не сохранились, но наличие специального стажа могут подтвердить свидетели.

Впоследствии дополнила иск требованием о включении в специальный стаж периода работы с * по * 1978 года.

Решением  Восточного  районного суда г. Бийска Алтайского края от 26 октября   2010 года исковые требования удовлетворены.

Суд постановил признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе от 10 апреля 2009 года № 13 об отказе Васильченко Валентине Ивановне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

         Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе обязанность включить в специальный трудовой стаж Васильченко В.И., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, работу в период с * 1978 года по * 1978 года в качестве * в *; с * 1979 года по * 1983 года - в качестве * в войсковой части *; с * 1983 года по * 1984 года- в качестве * в войсковой части *.

         Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе обязанность назначить Васильченко В.И. досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 6 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 11 января  2009 года.

         Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе в пользу Васильченко В. И. госпошлину в возврат в размере *руб.

В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое, указывая на то, что после повторного обращения с заявлением истице с 09 августа 2010 года назначена пенсия по старости,  то есть на момент обращения с иском право истицы на социальное обеспечение было реализовано. Фактически истицей заявлено требование о взыскании недополученной пенсии, удовлетворение данного требования зависит от наличия  вины Пенсионного фонда. Однако судом не устанавливалось наличие вины пенсионного органа, решение ответчика об отказе в назначении пенсии принято в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Согласно действующему законодательству при обращении с заявлением о назначении пенсии гражданин обязан представить документы, подтверждающие наличие специального стажа. Истица представила архивные справки, из которых следует, что воинские части располагались в населенных пунктах, которые не относятся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (далее - РКС и МРКС). По поводу периода работы в * истицей не было представлено документов о месте расположения данной организации. Для того, чтобы свидетельские показания подтверждали специальный стаж, необходимо, чтобы  свидетели работали совместно с истицей и имели возможность документально подтвердить период своей работы. Однако свидетели, показания которых суд  принял во внимание, совместно с истицей не работали. Объяснения истицы о том, что в ведомостях по выплате заработной платы указаны «северные» коэффициенты, не могут быть признаны допустимыми доказательствами.  Более того, районный коэффициент к  заработной плате мог устанавливаться и в связи с выполнением определенных работ, а не в связи с работой в РКС и МРКС. В случае включения данных периодов в  страховой стаж, на размер пенсии это не повлияет, специальный стаж будет составлять менее 20 лет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  выслушав представителя ответчика Бурнашова И.Б., поддержавшего жалобу, представителя истца Кутлярова Д.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия  не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с подп. 6 п.  1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

Васильченко В.И., *1958 года рождения, 11.01.2009 г. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Решением  ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края от 10.04.2009 г. № 13 в назначении пенсии Васильченко В.И. было отказано ввиду того, что ее специальный стаж на момент обращения составил * лет * месяца * дней. При этом в специальный стаж не были засчитаны периоды работы истицы  с  *1978 г. по *.1978 г. в качестве * в *, так как документально не подтверждена местность нахождения указанной организации; с *.1979 г. по *.1983 г. и с *.1983 г. по *.1984 г. в качестве *в войсковых частях * и *, поскольку  местом дислокации указанных войсковых частей в указанные периоды согласно архивной справке № 474 от 03.03.2009 г. является пос. Тихоокеанский Шкотовского района Приморского края, который не относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Разрешая исковые требования о включении вышеуказанных периодов в специальный стаж, отмене решения ответчика и признании права на назначение пенсии с даты первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии, суд пришел к обоснованному выводу о том, что  период работы истицы  с  *1978 г. по *1978 г. в качестве * в * подлежит включению в специальный стаж, поскольку данный период указан в трудовой книжке истицы, а согласно архивной справке № 06-06/В-780 от 15.07.2010 г. Кериоз (Васильченко) В.И. работала в указанный период в *, расположенной на территории п. Лазарев Николаевского района Хабаровского края, то есть на территории Николаевского района Хабаровского края, который отнесен  к местности, приравненной к районам Крайнего Севера Перечнем  районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением СМ СССР от 10.11.1967 г. № 1029.

Что же касается невключенного ответчиком в специальный стаж периода работы истицы * войсковой части *, то согласно трудовой книжке истицы в указанный  период, то есть  с *1979 г. по *1983г. она работала *  войсковой части *. При этом в  справке архива * № 474 от 03 марта 2009 года, которую принял во внимание ответчик, указано на дислокацию данной войсковой части в пос. Тихоокеанский Шкотовского района Приморского края, который не относится к РКС или МКС. Вместе с тем, из архивной справки войсковой части *, датированной 18.06.2010г., следует, что в исторической справке место дислокации 2-й роты не указано, а местом дислокации войсковой части * является пос. Тихоокеанский, то есть допускается расположение  данной роты в месте, отличном от того, которое признается местом дислокации самой части. Из объяснений истицы и показаний свидетелей Ю.,  С. следует, что 2-я рота располагалась в пос. Заветы Ильича Советско- Гаванского района, то есть в районе, относящемся к МКС.

При этом показания свидетелей для подтверждения  расположения места работы лица являются допустимыми доказательствами, поскольку ч. 3  ст. 13  Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"  запрещается подтверждение свидетельскими показаниями характера работы, а иные юридически значимые обстоятельства могут подтверждаться показаниями свидетелей. Кроме того, данные свидетели  проживали и работали в том же населенном пункте, что и истица, а правила допустимости свидетельских показаний, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002г. о том, что свидетели должны работать вместе с лицом,  касаются подтверждения самого стажа, а не места работы.

Включая в специальный стаж истицы период работы * 3-й роты войсковой части * в период с *1983 г. по *1984, суд пришел к обоснованному выводу о том, что этот период указывается в трудовой книжке истицы и подтверждается справкой архива * № 474 от 03 марта 2009 года,  где прямо указывается на расположение 3-роты в пос. Советская Гавань.

С учетом вышеуказанных периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж, его продолжительность составила * лет * месяцев * дней, что дает право истице на назначение пенсии с 50 лет 4 месяцев. Истица родилась * 1958 года, обратилась к ответчику за назначением пенсии 11 января 2009 года, когда ее возраст превышал 50 лет 4 месяца.

В связи с чем суд обоснованно признал за истицей право на назначение пенсии с даты первоначального обращения, то есть с 11 января 2009 года в соответствии со ст. 19  Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

 При этом законом не запрещено назначение пенсии с даты обращения, если лицо имело право на назначение этой пенсии, а пенсионным органом данное право было нарушено с последующим назначением пенсии по иному основанию.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края на решение Восточного  районного суда г. Бийска Алтайского края от 26 октября   2010 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200