О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
2 марта 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Сердюк Л.А.
судей: Гореловой Т.В., Блинова В.А.
рассмотрела в открытом заседании по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабарском районе Алтайского края
на решение Хабарского районного суда Алтайского края от 14 января 2010 года дело по иску Чижик В.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабарском районе Алтайского края о признании права на досрочной трудовую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
У С Т А Н О В И Л А :
Чижик В.И. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в Хабарском районе Алтайского края о признании незаконным решения от 18 июня 2010 года № * об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, об обязании зачесть в стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы в качестве теребильщика ватных пластов, шерстичесальщика и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с работой на производстве с тяжелыми условиями труда, с 24 июня 2010 года.
Решением Хабарского районного суда от 28 сентября 2010 года иск Чижик В.И. был удовлетворен частично.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 ноября 2010 года данное решение было отменено с направлением дела на новое судебное рассмотрение в тот же суд.
В судебном заседании истец и его представитель, уточнили исковые требования и просили признать работу истца в должностях шерстичесальщика и трепальщика ватных пластов, тождественной работе оператора разрыхлительно-трепальной машины, отказались от иска в части включения в специальный стаж работы в качестве оператора разрыхлительно-трепальной машины в период с 02.12.1999г. по 13.12.2005г.
Представители ответчика - Козлова Е.В. и Смирнова Н.М иск не признали и пояснили, что представленные истцом документы не подтверждают что он был занят на работах, связанных с вредными условиями труда, а также отсутствуют документы, подтверждающие занятость истца полный рабочий день и полную рабочую неделю, после 01.01.1991г, а также тот факт, что предприятие где он работал, относится к предприятиям легкой промышленности валяльно-войлочного производства.
Решением Хабарского районного суда Алтайского края от 14 января 2010 года исковые требования Чижик В.И. удовлетворены частично.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабарском районе Алтайского края обязано зачесть в стаж работы, необходимый для назначения, Чижик В.И. досрочной пенсии по старости, периоды работы в качестве оператора разрыхлительно-трепальной машины:
- в Хабарском райбыткомбинате, в качестве шерстичесальщика сапоговаляльного цеха, 12 лет 4 месяца 11 дней, с 17.09.1979 года по 28.01.1992 года;
- в Хабарском доме быта «У.» сапоговаляльный цех «Уют», в качестве теребильщика ватных пластов, 8 месяцев 1 день, с 29.01.1992 года по 30.09.1992 года;
- в ТОО сапоговаляльный цех «У.», в качестве теребильщика ватных пластов, 7 лет 2 месяца с 01.10.1992 года по 01.12.1999 года.
Признано право за Чижиком В.И. право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабарском районе Алтайского края обязано назначить Чижик В.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 25 июня 2010 года.
Взыскано с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабарском районе Алтайского края в пользу Чижик В.И. в возмещение судебных расходов * рублей.
В остальной части иска Чижик В.И. - отказано.
В кассационной жалобе ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабарском районе Алтайского края просит данное решение отменить и принять новое решение об отказе Чижик В.И. в удовлетворении иска, указывая, что суд не учел, что профессии, по которым работал истец, не предоставляют право на досрочную пенсию, что суд неправомерно, на основании только данных за ноябрь 1997 года, за январь и февраль 1998 года сделал вывод о том, что на протяжении всего 1997 и 1998 года истец был занят полный рабочий день полную рабочую неделю на работах с вредными условиями труда, дающих право на их включение в специальный трудовой стаж, что суд необоснованно принял во внимание показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера труда истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что суд правильно определил отношения сторон и материальный закон, которым эти отношения регулируются, фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела и кем из сторон эти обстоятельства подлежали доказыванию, вынес их на обсуждение в судебном заседании.
Статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного в действие с 01.01.2002г. предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу п. 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 июля 2002 г. №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров ССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ.
В соответствии с п.п. б п.1 приведенного Постановления при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Согласно подраздела 10 «Валяльно-войлочное производство» раздела 20 «Легкая промышленность» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, правом на льготную пенсию пользуются операторы разрыхлительно-трепальных машин, занятые на трепании немытой шерсти (код 2211100a-15980).
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из трудовой книжки Чижик В.И. следует, что с 17.07.1979г. по 28.01.1992г. он работал шерстичесальщиком в Хабарском быткомбинате, затем в связи с реорганизацией Хабарского быткомбината в дом быта «У.» с 29.01.1992г. принят в качестве теребильщика ватных пластов сапоговаляльного цеха «У.». В связи с приватизацией, с 01.10.1992г., сапоговаляльный цех «У.» был переименован в ТОО сапоговаляльный цех «У.», в котором Чижик В.И. проработал теребильщиком ватных пластов по 01.12.1999г.
Решением ГУ - Управление ПФ РФ в Хабарском районе № * от 18.06.2010г. Чижик В.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия документов, подтверждающих особый характер работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с тем, что профессии шерстичесальщик, теребильщик ватных пластов Списками производств и профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение не предусмотрены. Также документально не подтверждается, что предприятие на котором работал Чижик В.И. относится к предприятиям легкой промышленности валяльно-войлочного производства и его занятость полный рабочий день и полную рабочую неделю после 01.01.1991 года.
В силу п.3 ст. 13 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции при разрешении данного дела правомерно исходил из того, что указанной правовой нормой установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы, что под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Судом первой инстанции признано установленным, что на протяжении всего периода работы в сапоговаляльном цехе, независимо от изменения наименования профессий, Чижик В.И. фактически выполнял одну и ту же работу, и его трудовые функции не менялись.
Такой вывод суда основан на анализе представленных суду письменных доказательств, которые свидетельствуют о занятости истца на работах с вредными условиями труда.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что истец работал в сапоговаляльном цехе Хабарского комбината бытового обслуживания, который был несколько раз реорганизован - в сапоговаляльный цех «У.», ТОО «Сапоговаляльный цех «У.», ООО «Сапоговаляльный цех «У.», которое в настоящее время ликвидировано, что подтверждается свидетельствами ФНС и выпиской из единого государственного реестра юридических лиц. Основной функцией данного предприятия являлось валяльно-войлочное производство. Работники данного предприятия имеют право на льготное пенсионное обеспечение по Списку №2 (раздел 20).
Кроме того, приказом №* от 02.12.199г. по ООО «У.» работодателем устранены неправильности записей в наименовании профессии, по которой истец работал в сапоговаляльном цехе Хабарского райбыткомбината путем указания правильного наименования профессии - оператор разрыхлительно-трепальной машины, занятый на трепании немытой шерсти (л.д.13).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит необоснованными доводы кассационной жалобы о том, что решение суда постановлено на недопустимых доказательствах, что право истца на назначение досрочной пенсии по старости не нашло подтверждения, а поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого судаО П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Хабарского районного суда Алтайского края от 14 января 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабарском районе Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Текст для публикации подготовила помощник судьи Шмидт Ю.С.