Судья Ромашова Т.А. Дело № 33-1524/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Ермакова Э.Ю.,
судей Котликовой О.П., Кулеш О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца Пановой М.С. на решение Тюменцевского районного суда Алтайского края от 27 декабря 2010 года по делу по иску
Пановой М.С. к администрации Королевского сельского совета Тюменцевского района Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Ермакова Э.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Панова М.С. обратилась в суд с иском к администрации Королевского сельсовета Тюменцевского района Алтайского края о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации Королевского сельсовета Тюменцевского района Алтайского края (далее по тексту- жилищная комиссия) от 2 сентября 2010 года № 1 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности на ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить ее в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года.
В обоснование заявленных требований истица ссылалась на следующие доводы и обстоятельства.
В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» она относится к категории «член семьи участника Великой Отечественной войны», пользуется мерами социальной поддержки в части обеспечения жильем за счет федерального бюджета. Оспариваемым решением жилищной комиссии ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Фактически отказ вызван тем, что она зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей ее дочери П. и мужу дочери П. на праве общей совместной собственности, как член семьи собственника жилого помещения, и указанная квартира отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в том числе в части износа, учетная норма жилой площади на одного проживающего члена семьи превышает 12 кв.м. Такой отказ нарушает ее конституционное право на жилище. В собственности жилого помещения она не имеет, зарегистрирована и проживает в квартире, в которой ее доли в праве собственности и отдельной комнаты для проживания нет. Жилищные условия стеснительны, бытовые условия не отвечают соответствующим требованиям, санузел, ванная комната, хотя и имеются, но не функционируют и требуют капитального ремонта, водоснабжение работает с перебоями, в зимний период воды вообще не бывает. Ранее правом на внеочередное получение жилья она не пользовалась, какого-либо жилого помещения за счет средств федерального либо муниципального бюджета ей никогда не выделялось.
Решением Тюменцевского районного суда Алтайского края от 27 декабря 2010 года иск Пановой М.С. оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе истица просила решение отменить, полагая, что районным судом необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что продажа в 2009 году дома, принадлежавшего ей на праве собственности, была вызвана не намерением получения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а неспособностью в силу престарелого возраста и плохого состояния здоровья содержать и обеспечивать себя самостоятельно; в случае отчуждения жилого помещения, в котором она проживает в качестве члена семью собственника, она останется без места проживания; с мужем дочери у нее возникают постоянные ссоры.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истицы Пановой М.С. Панькину Т.Н., представителей администрации Королевского сельсовета Тюменцевского района Алтайского края Чернышова С.Н. (главу администрации) и Батищеву Н.Б., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Положениями п.1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ч.ч.1,2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подп.4 п.1, подп.3 п.2 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется меры социальной поддержки, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Из материалов дела усматривается, что Панова М.С. является вдовой, т.е. членом семьи участника Великой Отечественной войны- П.
5 августа 2010 года она обратилась в администрацию Королевского сельского совета Тюменцевского района Алтайского края с заявлением о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по мотиву отсутствия собственного жилья.
Решением жилищной комиссии при администрации Королевского сельского совета Тюменцевского района Алтайского края от 2 сентября 2010 года № 1 ей было отказано в удовлетворении этого заявления по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в связи с представлением документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, в решении районный суд исходил из того, что истица проживает в жилом помещении, сособственниками которого являются ее дочь П. и муж дочери П., в качестве члена семьи последних, обеспеченность Пановой М.С. жильем превышает учетную норму, установленную в Тюменцевском районе. В установленном действующим законодательством порядке данное жилое помещение не признано непригодным для проживания.
Судебная коллегия признает данный вывод основанным на правильном применении норм материального права, всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся по делу доказательств.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены п.п.1-4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В частности, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника, относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в подп. «а» п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2009года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В кассационной жалобе не оспаривается то обстоятельство, что до 14 декабря 2009 года истица являлась собственником квартиры.
С 25 декабря 2009 года она зарегистрирована по месту жительства по адресу: ул. «…».Собственниками данного жилого помещения являются дочь истицы П. и муж дочери П., общая площадь квартиры составляет «…» кв.м.
В решении обоснованно обращено внимание на то, что вселение Пановой М.С. в указанную квартиру и проживание ее в качестве члена семьи собственника объективно подтверждается заявлением П., адресованным в администрацию Королевского сельского совета Тюменцевского района Алтайского края, в котором содержится просьба о вселении в квартиру матери П. Пановой М.С., имеется письменное согласие П.. на вселение.
На каждого члена семьи исходя из общей площади квартиры приходится «…», тогда как учетная норма жилого помещения на территории Тюменцевского района Алтайского края установлена в размере 12 кв.м. на одного члена семьи, что следует из постановления администрации Тюменцевского района Алтайского края от 1 марта 2006 года № 42.
Истица не представила суду доказательств, признания жилья непригодным для проживания в соответствии с порядком, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, а потому правомерно отвергнуты утверждения П. о неудовлетворительном техническом состоянии квартиры, наличии неудобств в использовании, отсутствии отдельной комнаты.
Всем иным доводам кассационной жалобы дана надлежащая правовая оценка в судебном решении.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судебной коллегией не установлено.
При указанных обстоятельствах кассационная жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Тюменцевского районного суда Алтайского края от 27 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца Пановой М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: