Итоговый документ суда



Судья Тэрри Н.Н. Дело № 33-2270/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 марта 2011 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Лобовой О.А.

судей Цибиной Т.О., Дмитриевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Алтайского края по жилищно - коммунальному хозяйству на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 декабря 2010 года по делу по иску Травина  О.В. к администрации Алтайского края, администрации  Индустриального района г. Барнаула, Управлению Алтайского края по жилищно - коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения,   

Заслушав доклад судьи Цибиной Т.О. судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Травин О.В. обратился с иском в суд к администрации Алтайского края, администрации Индустриального района г. Барнаула, Управлению Алтайского края по жилищно - коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения.

Заявленные требования обоснованы тем, что он относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с тем, что мать от воспитания ребенка отказалась, Травин О.В. постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних Восточного Райсполкома г. Бийска от 18.08.1983 года определен в детский дом для дальнейшего воспитания. В настоящее время собственного жилья он не имеет. Постановлением администрации Индустриального района г. Барнаула принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании постановления администрации Индустриального района г. Барнаула Травину О.В. временно предоставлена комната в общежитии, площадью * кв.м., где он проживает и в настоящее время. Другого жилья не имеет. Истец неоднократно обращался в администрацию Индустриального района г. Барнаула о предоставлении жилого помещения по льготной очереди,  однако данный вопрос до настоящего времени не решен.

Истец просил обязать администрацию Алтайского края распределить вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее 14 кв.м общей площади, обязать Управление Алтайского края по жилищно - коммунальному хозяйству выделить ему благоустроенное жилое помещение не менее 14 кв.м., соответствующее нормам действующего жилищного законодательства.

Решением Индустриального районного суда г. Барнаул  от 21 декабря 2011 года иск Травина О.В. удовлетворен частично. Постановлено обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Травину О.В. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 25,1 кв.м. в соответствии с нормой предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма вне очереди в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на то, что в отношении истца не соблюден порядок предоставления жилых помещений, установленный законом Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края». Полагают, что истец не относится к категории лиц из числа детей-сирот в связи с тем, что Травин О.В. встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до вступления в законную силу закона Алтайского края №136 - ЗС от 12.12.2006г. Кроме того, решение о предоставлении либо отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма Управлением не принималось, что свидетельствует о том, что на момент обращения у истца отсутствовало нарушенное право. Кроме того, за истцом на момент обращения в суд было уже закреплено муниципальное жилье, что исключает применение ст. 5 Закона №136-ЗС от 12.12.2006г., а именно не позволяет отнести Травина О.В.  к категории граждан, имеющие право на предоставление жилого помещения краевого жилищного фонда. Суд применил закон, не подлежащий применению,  именно ссылка на ч.7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, неправомерна, так как речь идет о категории граждан, имеющих в собственности жилое помещение. Истец же жилья в собственности не имеет.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в рамках ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы,  заслушав истца Травина О.В., возражавшего против отмены решения, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.

Доводы жалобы о том, что у Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возникает обязанность по предоставлению жилых помещений  краевого жилищного фонда с момента вступления Закона Алтайского края 136-ЗС от 12.12.2006 г. в законную силу, отсутствие ссылки  суда о том, какие права истца нарушены Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, не нашли своего подтверждения.

Разрешая заявленные требования, суд правильно исходил из того, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью возложена Управление Алтайского края по жилищно - коммунальному хозяйству.

Статьей 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу абз.2 п.1 ст. 8 этого же закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из приведенных норм следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу положений ч.4 ст. 49 ЖК РФ обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Государственное полномочие в виде предоставления жилого помещения указанной категории граждан субъектом Российской Федерации - Алтайским краем- не передано муниципальным органам, что следует из положений ч.4 ст. 1 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», которыми установлен исчерпывающий перечень государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, переданных органам местного самоуправления.

В силу п.1 Положения об Управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденному постановлением администрации Алтайского края от 10 апреля 2006 года N 145, Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обеспечивающим устойчивое функционирование систем обеспечения жизнедеятельности населения на территории края. На него возложена обязанность по ведению учета жилищного фонда Алтайского края ( п. 4.13 Положения № 145 от 10.04.2006)

Согласно положений ст.6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Поскольку в данный момент решается вопрос о предоставлении жилого помещения, то и подлежат применению нормы права, действующие в данный момент, и регулирующие отношения по предоставлении жилого помещения.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения истцу возникла у органов власти и управления в 1998 году, т.е. до введения нового правового регулирования вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и действующей нормой Жилищного кодекса РФ предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений указанной категории граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления (п. 2, 3 ч. 2 ст. 57), следовательно, сохраняется обязанность предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилого помещение.

Довод жалобы о том, что на момент вступления Закона Алтайского края от 12.12.2006г № 136-ЗС в законную силу Травину О.В. было более 23 лет и он не мог быть принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения  краевого жилищного фонда и включен в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями, поскольку не относился к указанной категории, судебная коллегия не принимает во внимание, т.к. данный довод основан на неверном толковании Закона.

В соответствии с абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту- Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Аналогичные гарантии закреплены в Законе Алтайского края от 31 декабря 2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (ч.2 ст.4).

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего предоставления им жилого помещения, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» раскрываются в ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ.

Согласно положениям вышеуказанного закона, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23-летнего возраста. В случае, если социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью лица, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была реализована до 23 лет, то данное право сохраняется за ним до реализации данной льготы.

Право указанной категории лиц на внеочередное получение жилья предполагает их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Травин О.В. 05.01.1998 поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации Индустриального района г.Барнаула. По состоянию на 2010 год он является очередником № 969, по льготной очереди как воспитанник детского дома - очередником № 8.

На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, истцу исполнилось 18 года и он относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

         Поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения истцу возникла у ответчика в 1998 году, т.е. до введения нового правового регулирования вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и действующей нормой Жилищного кодекса РФ предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений указанной категории граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления (п. 2, 3 ч. 2 ст. 57), следовательно, сохраняется обязанность предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилого помещение.

Довод жалобы о том, что за истцом на момент обращения в суд было уже закреплено муниципальное жилье, что исключает применение ст. 5 Закона №136-ЗС от 12.12.2006г. и не позволяет отнести Травин О.В. к категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений, несостоятелен. Кроме того, податель жалобы указывает, что суд применил закон, не подлежащий применению,  именно ссылка на ч.7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, неправомерна, так как речь идет о категории граждан, имеющих в собственности жилое помещение. Истец же жилья в собственности не имеет.

 В соответствие со ст. 57 Жилищного кодекса российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно статей 55, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований для снятия их с учета.

Согласно ч.5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения, т.е. минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,  устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.8 Закона Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 квадратных метра.

Травин О.В. после предоставления ему комнаты в квартире «…» не утратил статус лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку общая площадь жилых помещений, имеющихся в пользовании истца составляет «…» кв.м, что менее учетной нормы ( 33 кв. м.)

Сам по себе факт предоставления какого-либо жилого помещения не является основанием для снятия с учета гражданина, поскольку последнее возможно, если в случае такого предоставления он перестал нуждаться в улучшении жилищных условий, т.е. утратил основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма. К такому выводу судебная коллегия пришла путем анализа ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ст. 10 Закона Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края».

Применение судом первой инстанции ч.7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не умоляет правильности принятого решения, и не повлияло на его законность и обоснованность.  

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Кассационную жалобу Управления Алтайского края по жилищно - коммунальному хозяйству на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 декабря 2010 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200