Судья Агафонова Н.Ю. Дело № 33-2312/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Зацепина Е.М., Еремина В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя истца Овсянкиной Г.М. - Жгир А.А. на решение Приобского районного суда г. Бийска Алтайского края от 25 января 2011 года
по делу по иску Овсянкиной Г.М. к НУЗ «Узловая поликлиника на станции Бийск ОАО «РЖД» о взыскании пособия по временной нетрудоспособности, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овсянкина Г.М. обратилась в суд с иском к НУЗ «Узловая поликлиника на станции Бийск ОАО «РЖД» о взыскании пособия по временной нетрудоспособности в размере <…> руб., а также компенсации морального вреда в размере <…> руб.
В обоснование заявленных требований указывала, что с 01.01.2005 г. работала в НУЗ «Узловая поликлиника на станции Бийск ОАО «РЖД», уволена с 29.05.2009 г. С 05.06.2009 г. по 22.06.2009 г. находилась на амбулаторном лечении.
13.05.2010 г. она обратилась к главному врачу НУЗ «Узловая поликлиника на станции Бийск ОАО «РЖД» с заявлением о выплате пособия по временной нетрудоспособности за указанный период, однако ей в устной форме было отказано.
Представитель ответчика НУЗ «Узловая поликлиника на станции Бийск ОАО «РЖД» - Михайлова Г.Г. исковые требования не признала, указывая, что Овсянкиной Г.М. пропущен 6-месячный срок для обращения за начислением пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренный законом, а также срок для обращения в суд, установленный ст. 392 ТК РФ.
Решением Приобского районного суда г. Бийска Алтайского края от 25.01.2011 г. Овсянкиной Г.М. в удовлетворении исковых требований о взыскании с НУЗ «Узловая поликлиника на станции Бийск ОАО «РЖД» пособия по временной нетрудоспособности, компенсации морального вреда отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе представитель истца Овсянкиной Г.М. - Жгир А.А. просит об отмене решения, вынесении нового об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что споры работников в связи с получением гарантий по временной нетрудоспособности (ст. 183 ТК РФ) не являются трудовыми, поскольку возникают из правоотношений по социальному обеспечению, вследствие чего срок, установленный ст. 392 ТК РФ, применяться не может.
Также указывает, что в судебном заседании был установлен факт обращения истицы к ответчику 29.07.2009 г., таким образом, поликлиника была обязана назначить и выплатить пособие по временной нетрудоспособности. При наличии копии листка нетрудоспособности работодатель не был лишен возможности своевременно начислить пособие и выплатить его по факту получения оригинала листка нетрудоспособности. Кроме того, несмотря на указание истцом в исковом заявлении на трудовой характер спора, суд, в силу п. 3 ст. 196 ГПК РФ, мог выйти за пределы заявленных требований.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца Жгира А.А., поддерживающего кассационную жалобу, представителей ответчика Михайлову Г.Г., Панчук Н.В., согласившихся с решением суда, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, проверяя его законность в пределах доводов жалобы в силу ч. 1 ст. 347 ГПК РФ.
Разрешая спор, суд установил, что на основании приказа от 31.12.2004 г. Овсянкина Г.М. была принята на работу в НУЗ «Узловая поликлиника на станции Бийск ОАО «РЖД» на должность бухгалтера, с 02.11.2005 г. назначена на должность главного бухгалтера.
На основании приказа от 29.05.2009 г. трудовой договор с Овсянкиной Г.М. был расторгнут по п. 9 ст. 81 ТК РФ.
Приказом от 29.07.2009 г. была изменена причина расторжения трудового договора - в качестве основания указан п. 3 ст. 77 ТК РФ, в соответствии с которым в трудовую книжку Овсянкиной Г.М. были внесены изменения, а именно было указано: уволить с 29.05.2009 г. по п. 3 ст. 77 ТК РФ.
С 05.06.2009 г. по 22.06.2009 г. Овсянкина Г.М. находилась на амбулаторном лечении, что подтверждается листком нетрудоспособности <…>.
29.07.2009 г. Овсянкина Г.М. предъявила листок нетрудоспособности в отдел кадров НУЗ «Узловая поликлиника на станции Бийск ОАО «РЖД», на следующий день 30.07.2009 г. забрала листок нетрудоспособности, что подтверждается ее распиской.
19.03.2010 г. Овсянкина Г.М. обратилась к главному врачу НУЗ «Узловая поликлиника на станции Бийск ОАО «РЖД» с заявлением о выплате пособия по временной нетрудоспособности, приложив копию листка нетрудоспособности, однако в назначении пособия ей было отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Овсянкиной Г.М. пропущен срок для обращения за назначением и выплатой пособия по временной нетрудоспособности, а также пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора (ст. 392 ТК РФ), уважительности причин пропуска срока не установлено.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 12 действовавшего на момент нахождения Овсянкиной Г.М. на больничном и первого обращения за назначением пособия Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 13 указанного закона, застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежит обязательному социальному страхованию, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем по его последнему месту работы либо территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
То есть по ранее действовавшему законодательству, работник, потерявший трудоспособность в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, имел возможность обратиться как к бывшему работодателю за выплатой пособия по временной нетрудоспособности, так и напрямую в Фонд социального страхования РФ.
Как было установлено судом, утрата трудоспособности у истца произошла в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы. Листок нетрудоспособности был предъявлен работодателю 29.07.2009 г., а 30.07.2009 г. Овсянкина Г.М. его забрала.
В силу ч. 1 ст. 15 указанного закона, работодатель назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
При таких обстоятельствах, обязанности начислить и выплатить пособие по временной нетрудоспособности у НУЗ «Узловая поликлиника на станции Бийск ОАО «РЖД» не имелось, поскольку документа, на основании которого производятся начисления, у работодателя не было.
На момент обращения Овсянкиной Г.М. за пособием по временной нетрудоспособности 19.03.2010 г. закон уже действовал в другой редакции.
Согласно ч. 1, 3 ст. 12. Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ (ред. от 24.07.2009 г., вступившей в силу с 01.01.2010 г.) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.
При обращении за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В силу ч. 1, 3 ст. 13 указанного закона, назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности) либо территориальным органом страховщика в случаях, указанных в части 4 настоящей статьи (ч. 2 ст. 13 Закона).
Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности либо в случае невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, назначение и выплата указанных пособий осуществляются территориальным органом страховщика (ч. 4 ст. 13 Закона).
В силу ч. 5 ст. 13 Закона для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
Таким образом, поскольку Овсянкиной Г.М. при обращении за назначением и выплатой пособия 19.03.2010 г. не был представлен оригинал листка трудоспособности, работодатель не вправе был производить начисление пособия.
Доводы кассационной жалобы о том, что спор по начислению пособия по временной нетрудоспособности не относится к трудовым, основаны на неправильном толковании норм права, вследствие чего не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу представителя истца Овсянкиной Г.М. - Жгира А.А. на решение Приобского районного суда г. Бийска Алтайского края от 25 января 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: