Итоговый документ суда



Судья Давыдова Ю.С.                                                  Дело № 33-2630/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 марта 2011 года                                                                    г. Барнаул   

 

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего: Вишняковой С.Г.,

судей: Мжельской Г.А., Секериной О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам истца Белянцева Д.А. и ответчика Комарова Е.И. на решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 17 февраля 2011 года  по иску Белянцева Д.А. к Комарову Е.И. о взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи  Секериной О.И.,  судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

       Белянцев  Д.А.  обратился в суд с иском о взыскании с  Комарова Е.И.  компенсации морального вреда в сумме  *** руб.

       В обоснование  заявленных требований ссылался на то, что приговором Шипуновского районного суда Алтайского края от *** года  Комаров Е.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного *** Уголовного кодекса Российской Федерации  и  ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком  на ** года с лишением права заниматься  профессиональной деятельностью  на ** года, с применением ст. ** УК РФ условно с испытательным сроком  ** года.   

       Приговором суда установлено, что 02 июля 2009 года около 21 часа, Комаров Е.И. предложил Белянцеву Д.А. пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в медицинском учреждении. Белянцев Д.А. ответил отказом, после чего Комаров Е.И. в принудительном порядке повел Белянцева Д.А. к *** автомобилю, и, используя насилие, не опасное для жизни и здоровья, насильно усадил его в автомобиль для доставления в *** для прохождения медицинского освидетельствования.

       Данные события явились причиной продолжительных нравственных переживаний истца, связанных с физической болью,  а также моральными страданиями, выразившимися в том, что удары  истцу наносил ***, возле здания ***, где Белянцев Д.А. работал на протяжении нескольких лет, в присутствии посторонних лиц, в светлое время суток.  

         Решением  Шипуновского районного суда Алтайского края от 17 февраля 2011 года с исковое заявление  Белянцева Д.А. к Комарову Е.И. о компенсации морального вреда удовлетворено частично.

С Комарова Е.И. в пользу Белянцева Д.А. взыскано *** рублей в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением.

С  Комарова Е.И. в доход местного бюджета  взыскана государственная  пошлина в размере *** рублей.

В  остальной  части  иска  отказано.

В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, полагая, что суд не учел имущественное положение ответчика, который в судебном заседании не предоставил полную информацию о доходах, скрыл свое место работы, наличие в собственности транспортного средства; взысканная сумма в размере *** рублей в счет компенсации морального вреда чрезмерно мала, по сравнению с понесенными истцом физическими и нравственными страданиями.

В кассационной жалобе ответчик просит  решение суда  отменить, ссылаясь, на то, что истец не предоставил  суду достоверных и достаточных доказательств вины ответчика, понесенных из-за ответчика моральных и физических страданий; не аргументировал требования о размере морального вреда; считает *** рублей чрезмерно завышенной суммой.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационных жалоб, заслушав объяснения представителя ответчика Комарова Е.И. - Еремину О.П., которая  поддержала доводы кассационной жалобы ответчика Комарова Е.И., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.

         Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Таким образом, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии со ст.ст. 151,1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда в денежной форме определяется судом на основании конкретных обстоятельств спора с учетом представленных истцом доказательств характера причиненных физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда, его имущественного положения, обстоятельств, связанных с виновным поведением самого потерпевшего, а также требований разумности и справедливости.

В силу части  4 статьи  61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

          Как следует из материалов дела и установлено приговором Шипуновского районного суда Алтайского края от *** года,  Комаров Е.И. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного *** УК РФ.

         Своими действиями Комаров Е.И. причинил Белянцеву Д.А. телесные повреждения в виде ушиба мягких тканей в области нижней челюсти слева в виде припухлости, кровоизлияния на левой боковой поверхности языка, кровоподтека в проекции средней трети грудины по левой стороне, в проекции мечевидного отростка грудины слева с участком осаднения, на передней брюшной стенке около пупка справа, которые не причинили вреда здоровью, что подтверждается заключением эксперта №*** от *** года (л.д.***).

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 25 ноября 2010 года приговор в отношении Комарова Е.И. изменен путем исключения из приговора указания на нанесение Комаровым Е.И. Белянцеву Д.В. во дворе *** не менее трех ударов кулаком по телу и не менее одного удара кулаком в область спины у *** автомобиля (л.д. **).     

          Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно исходил из характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, судом  в полной мере учтены положения ст. 151 ГК РФ.

При этом суд, вопреки доводам жалобы ответчика, учел его имущественное положение, исходя из представленных суду справок о составе  семьи,  о  размере  пенсии  (л.д.***), а потому оснований для снижения размера компенсации морального вреда не имеется.

Определенный судом размер компенсации морального вреда в размере *** рублей судебная коллегия находит обоснованным, отвечающим требованиям разумности и справедливости.

Вместе с тем, каких-либо иных обстоятельств, не учтенных судом первой инстанции при определении размера компенсации, истцом и ответчиком не представлено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

        Кассационные жалобы истца Белянцева Д.А. и ответчика Комарова Е.И. на решение Шипуновского районного суда Алтайского края  от 17 февраля 2011 года  оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:


-32300: transport error - HTTP status code was not 200