Судья Жемоедова Н.В. Дело № 33-3315/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.
судей Секериной О.И., Мжельской Г.А.
с участием прокурора Шукуровой Н.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГОУ ВПО «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 07 февраля 2011 года по делу по иску Кузембаевой М.М. к ФГОУ ВПО «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел РФ» о признании приказа об увольнении в части увольнения из органов внутренних дел не законным и не обоснованным, восстановлении на службе в органах внутренних дел в БЮИ МВД с момента увольнения 30.10.10г., взыскании недополученных сумм доплат надбавок денежного довольствия с 01.09.10г. и денежного содержания за время вынужденного прогула,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузембаева М.М. обратилась в суд с иском к ФГОУ ВПО «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел РФ» о признании приказа об увольнении в части увольнения из органов внутренних дел не законным и не обоснованным, восстановлении на службе в органах внутренних дел в БЮИ МВД с момента увольнения 30.10.10г., взыскании недополученных сумм доплат надбавок денежного довольствия с 01.09.10г. и денежного содержания за время вынужденного прогула.
В обоснование заявленных требований указала, что с февраля 1994 года проходила службу в органах внутренних дел, занимая должность ** Новосибирского филиала Барнаульского юридического института МВД России до 31 августа 2010 года.
Приказом Барнаульского юридического института МВД России от 29 октября 2010 года уволена из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом «е» (по сокращению штатов) ч. 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции», которое считает незаконным и необоснованным, поскольку в уведомлении от 19 июля 2010 года о предстоящем увольнении из органов внутренних дел, с которым была ознакомлена 23.08.2010 года, отсутствовала ссылка на юридическое основание предстоящего увольнения (соответствующий приказ), не указана дата предстоящего увольнения, и само врученное уведомление не соответствовало требованиям п.17.12. Инструкции «О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденной приказом МВД России от 14.12.1999 года № 1038 из-за отсутствия в нем подписи начальника института.
Кроме того, вопреки требований п. 17.12., 17.13 той же «Инструкции …» с ней не была проведена беседа об основаниях увольнения с разъяснением льгот, гарантий и компенсаций, вопросов трудоустройства, материально-бытового обеспечения, не вручено направление для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления степени годности к военной службе, подлежащее учету при определении основания увольнения в виде принятого заключения военно-врачебной комиссии.
После уведомления о предстоящем сокращении всех должностей в связи с ликвидацией Новосибирского филиала в период с 23. 08.2010 года по 15.10.2010 года однократно была ознакомлена под роспись со списком вакантных должностей в БЮИ МВД России г.Барнаул, где ни одна из вакансий не являлась равнозначной ранее занимаемой должности и не соответствовала уровню квалификации истца. Далее не последовало предложений о наличии вакантных должностей для трудоустройства, в том числе и на день увольнения.
В период длящейся временной нетрудоспособности с 15 октября 2010 года по 24 ноября 2010 года, включая период с 18 октября 2010 года по 08 ноября 2010 года стационарного лечения, была уведомлена по сотовому телефону о факте увольнения из органов внутренних дел приказом от 29 октября 2010 года с устным разъяснением ответчиком, что освобождение от исполнения служебных обязанностей по болезни не является препятствием к изданию приказа об увольнении, выписка из которого будет направлена почтой.
Уточнив и дополнив заявленные требования в представленном расчете 27.01.11г. указанием о взыскании суммы в пользу истца в размере ** руб., слагающейся из: недополученной ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, за работу с секретными материалами, денежной компенсации за учебную литературу с районным коэффициентом за период с 01.09 по 29.10.10г. в размере **, ** ежемесячного денежного содержания за время вынужденного прогула с 30.10.по 23.01.11г. и 8786,5 руб. дополнительных выплат премий за время вынужденного прогула, истица на уточненных исковых требованиях настаивала.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 02 февраля 2011 года иск удовлетворен в части.
Суд постановил: признать приказ об увольнении в части увольнения из органов внутренних дел Кузембаевой М.М. №340 л/с от 26.10.10г. в части увольнения 29.10.10г. с выплатой единовременного пособия в размере 15 окладов денежного содержания незаконным и необоснованным.
Восстановить Кузембаеву М.М. на службе в органах внутренних дел в распоряжение Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Барнаульский юридический институт МВД России» в звании подполковника милиции с 29 октября 2010 года.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с ФГОУ ВПО «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел РФ» в доход муниципального образования городского округа г.Барнаул государственную пошлину **рублей.
Решение в части восстановления на службе (работе) подлежит немедленному исполнению.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в иске отказать, указывая, что при разрешении настоящего спора следует применять п. «е» ч. 7 ст. 19 Закона Российской Федерации «О милиции», который предусматривает такое основание увольнения как «сокращение штатов» а также положения ч. 4, ст. 81, ч. 1 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации.
В основу решения положен довод о том, что истице не была предложена должность старшего преподавателя кафедры **, замещаемая бывшим сотрудником Новосибирского филиала. Однако в ходе рассмотрения дела, назначение данного лица на указанную должность не оспаривалось. Суд, восстанавливая истицу в распоряжение института без назначения на конкретную должность, не восстановил ее права в этой должности.
Также не состоятелен и вывод суда о взыскании в пользу истицы в период нахождения в распоряжении института ранее установленные надбавки, так они не отменены соответствующими приказами, не основан на законе, который устанавливает, что на такой период сотруднику сохраняется денежное довольствие в размере оклада по ранее занимаемой должности, оклада по званию и процентной надбавки за выслугу лет. Только по решению начальника могут выплачиваться премия, единовременное вознаграждение по итогам года, надбавка за работу со специальными сведениями и другие выплаты. За указанный период истица служебные обязанности не выполняла, какие - либо надбавки ей не устанавливались, кроме выплаты при увольнении премии за 4 квартал и по итогам года пропорционально отработанного времени.
В возражениях на жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ответчика Ковалеву В.Ю., поддержавшую жалобу, истицу Кузембаеву М.М., заключение прокурора об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного акта по основаниям, предусмотренном подп.1 п.1 ст. 362 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кузембаева М.М. проходила службу в Новосибирской специальной средней школе милиции МВД России с 22 апреля 2002 г. по 01.07.2002 г. в должности **, с 01.07.2002 г. по 19 мая 2003 г. - **, с 19 мая 2003 г. по 01 июля 2008 г. - старшего преподавателя **.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2007 г. № 1510-р государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новосибирская специальная средняя школа милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации» была реорганизована в форме присоединения школы к Барнаульскому юридическому институту МВД России с образованием на основе ее имущества обособленного структурного подразделения (филиала института).
С 01 июля 2008 г. по 11 августа 2008 г. Кузембаева М.М. была освобождена от занимаемой должности и находилась в распоряжении института, с 11 августа 2008 г. по 1 сентября 2010 г. проходила службу в должности ** Новосибирского филиала .
Приказом МВД России от 12 июля 2010 г. «Об организационных вопросах Новосибирского филиала Барнаульского юридического института МВД России» Новосибирский филиал был ликвидирован с 1 сентября 2010 года.
23 августа 2010 г. Кузембаева М.М. была уведомлена о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по пункту «е» части 7 ст. 19 закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов) и направлении на ВВК. Уведомление об увольнении составлено в установленном порядке.
Приказом Барнаульского юридического института МВД России от 23 августа 2010 г. № 244 л/с Кузембаева М.М. была зачислена в распоряжение института с освобождением от занимаемой должности с 1 сентября 2010 г.
Истица уволена из органов внутренних дел по пункту «е» части 7 ст. 19 закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов) приказом Барнаульского юридического института МВД России от 26 октября 2010 г. № 340 л/с.
22 сентября 2010 г. ознакомлена под роспись со списком вакантных должностей в БЮИ МВД России, отказавшись от всех предложенных вакансий.
Приказом БЮИ МВД России от 26 октября 2010 г. № 340 л/с истица уволена из органов внутренних дел по пункту «е» части 7 ст. 19 закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов) с 29 октября 2010 года.
До увольнения со службы Кузембаева М.М. была нетрудоспособна с 15 октября 2010 г. по 24 ноября 2010 г.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что процедура увольнения, предусмотренная Положением о службе в ОВД РФ, ответчиком не была соблюдена в полной мере, поскольку истцу не предлагалась до увольнения освобождавшаяся с 28.10.2010г. должность старшего преподавателя кафедры **, о чем работодателю было известно. Истица имеет преимущественное право на оставление на работе.
Согласно п. «е» ч. 7 ст. 19 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 22.07.2010) "О милиции", действовавшего на дату увольнения истицы, сотрудники милиции могут быть уволены со службы по сокращению штатов.
Порядок и условия прекращения службы в органах внутренних дел по основаниям, предусмотренным Законом РФ "О милиции", в том числе по сокращению штатов, установлен в главе VII (статьи 57 - 64) Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (с последующими изменениями).
В силу п. «е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 22.07.2010), действовавшего на дату увольнения истицы, сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.
В соответствии с п. 17.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 14.12.1999 N 1038 (ред. от 09.12.2008), увольнение по сокращению штатов (пункт "е" статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм права, сама по себе ликвидация органа внутренних дел не является основанием для увольнения сотрудника по сокращению штатов, необходимым условием для увольнения работника по данному основанию является невозможность использования сотрудника органов внутренних дел на службе.
Таким образом, на работодателя возлагается обязанность принять все меры на дальнейшее использование сотрудника. Для решения вопроса о дальнейшем трудоустройстве, работодатель обязан предложить такому работнику имеющиеся у него вакансии, которые сотрудник может замещать.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на момент увольнении Кузембаевой М.В. имелась вакансия преподавателя кафедры **. На данную должность принят сотрудник ликвидированного Новосибирского филиала. По пояснениям сотрудника кадровой службы, допрошенного в качестве свидетеля, данный сотрудник изначально соглашался на переезд к новому месту службы в г. Барнаул.
По пояснениям истицы в судебной коллегии, принятый на вакантную должность сотрудник трудился на кафедре гражданского права, на кафедре, которую она возглавляла преподавались криминология, криминалистика, оперативно - розыскная деятельность. Также она указала на то, что первоначально в период увольнительных процедур действительно речь шла о проблематичности переезда в г. Барнаул.
Таким образом, разрешая спор, суд не проверил, могла ли вакантная должность исходя из квалификационных требований, предоставлена истице.
Кроме того, поскольку в данном случае речь идет не о сокращении численности и штатов, а о ликвидации структурного подразделения, статья 179 Трудового Кодекса РФ о преимущественном праве на оставление на работе, применена быть не может.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда являются преждевременными, решение подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение, поскольку имеющиеся недостатки не позволяют судебной коллегии принять новое решение.
Отменяя судебное решение, судебная коллегия обращает внимание на то, что согласно ст.16.1 Положения о службе в органах внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения).
На период нахождения в распоряжении органов внутренних дел сотруднику сохраняется денежное довольствие в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет.
По решению начальника соответствующего органа внутренних дел сотруднику органа внутренних дел могут также выплачиваться премия за образцовое исполнение служебных обязанностей, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, материальная помощь, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы и могут производиться другие выплаты с учетом фактически исполняемых служебных обязанностей.
Нахождение сотрудника в распоряжении органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа (подразделения) внутренних дел.
В соответствии с п. 3 основанием для выплаты денежного довольствия является приказ руководителя органа внутренних дел, подразделения, учреждения, организации МВД России о назначении на штатную должность, зачислении в распоряжение, прикомандировании к высшим органам государственного управления Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям с оставлением в кадрах МВД России, зачислении на учебу.
Поскольку иных доплат такому сотруднику названными нормативным актом не установлено, вывод суда, сделанный в мотивировочной части решения о праве истицы на выплаты, которые она получала до зачисление в распоряжение, противоречит закону.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба ответчика подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу ФГОУ ВПО «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 февраля 2011 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи