Судья Шевченко В.И. Дело № 33-3206/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 апреля 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Явкиной М.А.
судей Чубукова С.К., Решетниковой И.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе истца Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края
на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 21 февраля 2011 года
по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края к Будницкой И. Ю. о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным.
Заслушав доклад судьи Чубукова С.К., судебная коллегия
Установила:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе обратилось в суд с иском к Будницкой И.Ю. о признании недействительным Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии *, выданный 29.09.2010г. на имя Будницкой И.Ю. на основании решения от 28.09.2010г. *.
Свои требования мотивировало тем, что 23.09.2009г. Будницкая И.Ю. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением 18.02.2007 г. второго ребенка *.
В заявлении ответчица указала, что она умышленных преступлений против личности, в отношении своих детей не совершала.
28.09.2010г. было принято решение о выдаче Будницкой И.Ю. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, 29.09.2010г. сертификат выдан.
27.10.2010г. из Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю в адрес истца поступила информация о том, что Будницкая И.Ю. привлекалась к уголовной ответственности в 2007 году Змеиногорским ГОВД Алтайского края по ст. *, ч. *ст. * Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановлением мирового судьи от 14.08.2007г. уголовное дело в отношении Будницкой И.Ю., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. * Уголовного кодекса Российской Федерации (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) прекращено по ст. 25 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в связи с примирением с потерпевшим.
Поскольку ответчицей было совершено умышленное преступление в отношении своего ребенка, относящееся к преступлениям против личности, то в соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», у нее отсутствовало право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Решением Змеиногорского городского суда Алтайского края от 21 февраля 2011 года исковые требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края оставлены без удовлетворения.
Истец обратился с кассационной жалобой на решение, просит о его отмене, ссылаясь, на те же доводы, что и в исковом заявлении, о том, что в случае совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается. Полагает неверным вывод суда о том, что указанное право прекращается только с момента вступления в силу обвинительного приговора суда. Постановление о прекращении производства по уголовному делу освобождает лицо от наказания, но свидетельствует о том, что лицо совершило деяние, содержащее признаки преступления. Иные указанные судом обстоятельства, о том, что ответчица исполняет родительские обязанности в отношении ребенка, не относятся к делу и не должны приниматься во внимание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29.12.2006г. в целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, предусмотрены дополнительные меры государственной поддержки.
Согласно ч. 3 ст. 3 указанного закона право женщин, указанных в части 1 названной статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки
Таким образом, для прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки необходимо установление наличия одного из предусмотренных указанной нормой обстоятельств.
Обращаясь с иском к Будницкой И.Ю., истец полагает, что у нее отсутствовало право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку ею было совершено умышленное преступление в отношении своего ребёнка, относящееся к преступлениям против личности.
В соответствии со статьей 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Таким образом, права на дополнительные меры государственной поддержки отсутствует в случае, если факт совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, установлен вступившим в силу приговором суда.
Как усматривается из материалов дела, в отношении Будницкой И.Ю. было возбуждено уголовное по ст. *Уголовного кодекса Российской Федерации (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним).
Постановлением мирового судьи от 14.08.2007г. уголовное дело прекращено по ст. 25 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с примирением сторон (л.д.26-27).
При указанных обстоятельствах судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований, поскольку виновность Будницкой И.Ю. в совершении преступления, исключающего право на дополнительные меры государственной поддержки, не установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании материального права и не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 21 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Змеиногорске и Змеиногорском районе Алтайского края без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: