Судья Кирилова О.В. Дело № 33-2744/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 апреля 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю.,
судей Кулеш О.А., Мокрушиной В.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ленинского района г. Барнаула на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 февраля 2011 года.
Дело по иску Соколова В.Я. к администрации Ленинского района г. Барнаула о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Кулеш О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
9 июня 2010 года администрация Ленинского района г. Барнаула письмом № 13-25/260 отказала Соколову В.Я., являющемуся участником Великой Отечественной войны, в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку между Соколовым В.Я. и его детьми 2 апреля 2010 года оформлен договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нем дома по адресу: ….
Не согласившись с данным отказом, Соколов В.Я., действуя через своего представителя Маркова Н.А., обжаловал его в суд, ссылаясь на необоснованность вывода администрации о намеренном ухудшении жилищных условий, поскольку предмет указанной сделки включает в себя объект незавершенного строительства - жилой дом … года постройки, правоустанавливающих документов который не имеет, построен как неблагоустроенное временное жилье, включенный в купчую на основании кадастрового паспорта, в котором указан износ 52 %, цена договора - … руб. Сумма данной сделки не имеет существенного значения для гражданского оборота недвижимого имущества, поскольку не отражает реальной цены благоустроенного жилья, отчужденное жилье находится в ветхом состоянии и непригодно для проживания, в силу возраста и состояния здоровья истец не может проживать в неблагоустроенном помещении с предельным процентом износа.
Представитель Соколова В.Я. - Марков Н.А. просил признать Соколова В.Я. нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны с правом постановки на учет в администрации Ленинского района г. Барнаула.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула от 9 февраля 2011 года иск Соколова В.Я. удовлетворен, истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, на администрацию Ленинского района г. Барнаула возложена обязанность поставить Соколова В.Я. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветерана Великой Отечественной войны.
В кассационной жалобе администрация Ленинского района г. Барнаула просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что, согласно материалам дела, истец проживает в с. … … района, в связи с чем отсутствуют основания для постановки его на учет администрацией Ленинского района г.Барнаула. Необоснованным является также вывод суда о том, что Соколов В.Я. является членом семьи своей дочери, поскольку совместно они не проживают. Кроме того, администрацией правомерно применены положения ст. 53 ЖК РФ о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации Ленинского района г. Барнаула Бавыкина А.А., настаивавшего на отмене решения суда, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что истец является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен жильем менее учтенной нормы, в связи с чем является нуждающимся в жилом помещении, а вывод администрации Ленинского района г. Барнаула о намеренном ухудшении истцом жилищных условий необоснован, поскольку отсутствуют доказательства намерения у истца ухудшить свои жилищные условия.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Пунктом 1 Указа Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
П. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, лиц, являющихся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу данной нормы, отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителем таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют о его очевидном намерении приобрести право состоять на учете.
Как усматривается из материалов дела, Соколов В.Я. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением ….
С … года Соколов В.Я. проживал в с. … по адресу: … и являлся владельцем указанного дома.
С … года Соколов В.Я. зарегистрирован по адресу: г. …, в квартире, принадлежащей на праве собственности Д.С. - супругу дочери истца Д.Л.
В указанной квартире общей площадью … кв.м. зарегистрировано 6 человек: Д.С., Д.Л., Д.О., З., Соколов В.Я., С.Т.
Факт проживания Соколова В.Я по адресу: г. Барнаул, …, подтверждается выпиской из домовой книги по указанному адресу, а также актом установления факта проживания от 15 декабря 2010 года.
Судом установлено, что Соколов В.Я., проживая совместно со своей дочерью Д.Л., является членом ее семьи, при этом с учетом количества проживающих в данной квартире общей площадью … кв.м. (6 человек) обеспечен жильем менее учетной нормы, в связи с чем в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ подпадает под определение нуждающегося в жилом помещении.
6 мая 2010 года Соколов В.Я. обратился в администрацию Ленинского района г. Барнаула с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении его в список ветеранов Великой Отечественной войны на получение субсидии для приобретения жилья за свет средств федерального бюджета.
Данное заявление было рассмотрено на заседании жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Барнаула 1 июня 2010 года, было принято решение об отказе Соколову В.Я. в удовлетворении данного заявления в связи с намеренным ухудшением заявителем жилищных условий, поскольку не истек пятилетний срок со дня совершения истцом сделки по отчуждению принадлежавшего ему жилого помещения (протокол № 16).
Соколову В.Я. направлено извещение о данном отказе письмом № 13-25/260 от 9 июня 2010 года.
Давая оценку законности данного отказа, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Соколова В.Я. о признании его незаконным.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с договором купли-продажи земельного участка и жилого дома от … года Соколов В.Я. продал своему сыну С.А. земельный участок, кадастровый номер …, площадью … кв.м., расположенный на землях населенных пунктов … района Алтайского края по адресу: …, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащий продавцу на основании выписки из похозяйственной книги, выданной администрацией Верх-Озернинского сельсовета, и расположенный на этом участке жилой дом, кадастровый номер …, общей площадью … кв.м., принадлежащий продавцу на основании кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства № 8 от 26 февраля 2010 года и выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 10 февраля 2010 года, выданной администрацией Верх-Озернинского сельсовета.
Согласно позиции Конституционного суда, выраженной в п.2 определении от 19 апреля 2007 года №258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителем таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют о его очевидном намерении приобрести право состоять на учете.
В данном случае судом установлено, что истец проживал в сельской местности в доме 1965 года постройки, износ которого составляет 52 %, требуется ремонт фундамента, стен, кровли, частично полов, в доме имеется печное водяное отопление, местная канализация, водоснабжение отсутствует.
При таких обстоятельствах, учитывая престарелый возраст истца и состояние его здоровья, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что переезд истца в г. Барнаул для проживания с дочерью не свидетельствует о наличии у него намерения на умышленное ухудшение жилищных условий.
Факт проживания истца в г. Барнауле подтверждается вышеуказанным актом об установлении факта проживания. Представитель администрации Ленинского района г. Барнаула, участвовавший в судебном заседании суда кассационной инстанции, документов, опровергающих содержание указанного документа, суду не представил.
В связи с изложенным, доводы кассационной жалобы администрации Ленинского района г. Барнаула о том, что истец по-прежнему проживает в с. Верх-Озерное Быстроистокского района, опровергаются материалами дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Кассационную жалобу администрации Ленинского района г. Барнаула на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 февраля 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Подг. для публикации пом. судьи Злобина Е.А.