Итоговый документ суда



Судья  Еременко В.И.      Дело № 33-2731/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 апреля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда  в составе:

председательствующего Лобовой О.А.

судей   Дмитриевой О.С., Кавуновой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе истца Кузнецовой Т.А. на решение Благовещенского районного суда Алтайского края от  25 января 2011 года

по иску Кузнецовой Т.А. к ОВД по Благовещенскому району, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кузнецова Т.А.  обратилась в суд с вышеуказанным  иском, просила взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в свою пользу в счет компенсации морального вреда * рублей.

В обоснование иска указала, что 20 марта 2009 года она обратилась в  ОВД по Благовещенскому району с заявлением о привлечении к уголовной ответственности Б.Б., Б.Р. и Я.В. за присвоение результатов труда ЖНК «П» по реконструкции здания, расположенного по адресу: *. По данному факту неоднократно (11 раз) проводились проверки О/У БЭП ОВД по Благовещенскому району и выносились постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. Таким образом, на протяжении длительного времени ей необоснованно и незаконно отказывали в возбуждении уголовного дела, а указанные в постановлениях об отмене незаконных постановлений об отказе  в возбуждении уголовных дел недостатки не устранялись. Считает, что нарушено право на объективное и всестороннее рассмотрение  ее заявления органами милиции, проведение надлежащей проверки по ее заявлению, право на защиту со стороны государства от  преступных посягательств.  

Решением Благовещенского районного суда Алтайского края от  25 января 2011 года в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Т.А. отказано.

В кассационной жалобе Кузнецова Т.А. просит решение отменить, ссылаясь на то, что на протяжении длительного времени ей необоснованно и незаконно отказывали в возбуждении уголовного дела. Таким образом, имеют место незаконные действия сотрудников милиции, бездействие которых исключает возможность возбуждения уголовного преследования в отношении виновных лиц. Суд сделал неверный вывод, что бездействие сотрудников милиции не нарушает ее права. Допрошенные в судебном заседании свидетели подтвердили причинение ей морального вреда.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии со ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, для наступления гражданско-правовой ответственности по ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо установление всех элементов состава обязательства из причинения вреда, к которым закон относит: неправомерность действий; наличие вреда; причинную связь между незаконными действиями и наступившим вредом; наличие вины государственного органа или должностного лица в причинении вреда.

Однако причинение истице вреда по вине сотрудников милиции из материалов дела не усматривается.

То обстоятельство, что по заявлению Кузнецовой Т.А. о привлечении к уголовной ответственности Б.Б., Б.Р. и Я.В.  неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые отменялись постановлениями прокурора района и возвращались для проведения дополнительной проверки,  об этом не свидетельствует.

Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.

Доказательств нарушения действиями сотрудников милиции ее личных неимущественных прав или других нематериальных благ, с которыми законодатель связывает возможность компенсации морального вреда, истицей не представлено, выводы суда в этой части являются верными.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Кассационную жалобу истца Кузнецовой Т.А. на решение Благовещенского районного суда Алтайского края от  25 января 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 

-32300: transport error - HTTP status code was not 200