Судья Кириллова В.Р. Дело №33-3815/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 мая 2011 г. г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А.,
судей Цибиной Т.О., Посох Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ключевском районе Алтайского края на решение Ключевского районного суда Алтайского края от 09 марта 2011 г. по делу по иску
Перетрухиной Л.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ключевском районе Алтайского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, признании незаконным отказа в назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Цибиной Т.О., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Перетрухина Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ключевском районе Алтайского края о признании права на досрочную пенсию. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что в ноябре 2010 г. она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии как педагогическому работнику, но получила отказ. При этом в специальный стаж ответчик не включил нахождение Перетрухиной Л.В. в отпуске по уходу за ребенком с <…> г. по <…> г. Не согласившись с данным решением, истица просила суд признать незаконным решение пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии, возложить на ответчика обязанность назначить пенсию с 01 декабря 2010 г. и взыскать понесенные судебные расходы.
Решением Ключевского районного суда Алтайского края от 09 марта 2011 г. решение комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ключевском районе Алтайского края от <…> г. №<…> об отказе в назначении досрочной пенсии по старости Перетрухиной Л.В. признано незаконным.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ключевском районе Алтайского края возложена обязанность включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи педагогической деятельностью, Перетрухиной Л.В. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <…> г. по <…> г. и назначить досрочно трудовую пенсию по старости с 01 декабря 2010 г.
С ответчика в пользу истицы взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что п.21 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 г. №5 предусмотрено включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до <…> г., то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»; в специальный стаж работы Перетрухиной Л.В. подлежит включению только период отпуска по уходу за ребенком до <…> г., а период указанного отпуска с <…> г. подлежит зачету не в льготный, а в общий трудовой стаж.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона (для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, дочь истицы родилась <…> г. На момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком <…> г. действовавший закон предусматривал зачет этого времени в стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии, то есть право истицы возникло до введения нового правового регулирования, поэтому оно должно быть реализовано.
Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 г., предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
При этом в период нахождения Перетрухиной Л.В. в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», п.2 которого предусматривал, что с 01 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
В связи со вступлением в силу с 06 октября 1992 г. Закона РФ от 25 сентября 1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» в ст.167 КЗоТ РСФСР были внесены изменения и период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Однако указанные изменения вступили в силу только с 06 октября 1992 г., то есть после ухода Перетрухиной Л.В. в отпуск по уходу за ребенком (с <…> г.), поэтому окончание указанного периода за пределами допустимого срока не может рассматриваться как обстоятельство, позволяющее разделить период на части до и после внесения изменений, в данном случае должен засчитываться в целом весь период.
Таким образом, учитывая, что статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Аналогичные разъяснения содержатся в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Согласно разъяснениям Государственного комитета СССР по труду и социальным вопроса и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. №23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время частично оплачиваемого «отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе, в частности, при назначении государственных пенсий.
Таким образом, вывод суда о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <…> г. по <…> г. судебная коллегия находит правомерным.
В связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ключевского районного суда Алтайского края от 09 марта 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ключевском районе Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: