Судья Белоусов М.Н. Дело № 33-3587/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 мая 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Дмитриевой О.С., Кавуновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Алтайского края на решение Завьяловского районного суда Алтайского края от 25 марта 2011 года по делу по иску Раковой В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Алтайского края о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периода обучения в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную пенсию и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ракова В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Алтайского края о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периода обучения в «А» с ** 1980 года по ** 1986 года в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 11 октября 2010 года, взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
Требования мотивирует тем, что 11 октября 2010 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением пенсионного органа от 11 января 2011 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Вместе с тем, такой отказ пенсионного органа Ракова В.В. считает незаконным, поскольку Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Алтайского края не включило в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период обучения Раковой В.В. в «А» с ** 1980 года по ** 1986 года.
Решением Завьяловского районного суда Алтайского края от 25 марта 2011 года исковое заявление Раковой В.В. удовлетворено.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Алтайского края возложена обязанность по включению в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости Раковой В.В., периода обучения в «А» с ** 1980 года по ** 1986 года.
За Раковой В.В. признано право на досрочную трудовую пенсию по старости с 11 октября 2010 года.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Алтайского края возложена обязанность по назначению Раковой В.В. досрочной трудовой пенсии по старости с 11 октября 2010 года.
С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Алтайского края взысканы в пользу Раковой В.В. судебные расходы в сумме * рублей.
В кассационной жалобе ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Алтайского края просит решение отменить, ссылаясь на то, что по действующему законодательству спорный период обучения истицы в учебном заведении не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационную жалобу оставляет без удовлетворения.
При этом судебная коллегия проверяет законность судебного постановления в пределах доводов жалобы в силу требований ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действуют Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
Указанным списком не предусмотрено включение в специальный педагогический стаж периодов обучения в педагогических учебных заведениях и университетах.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 11 октября 2010 года истица обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Алтайского края за назначением трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с пп. 19. п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском района Алтайского края от 11 января 2011 года Раковой (Пустоваловой) В.В. отказано в назначении трудовой пенсии по пп. 19. п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с тем, что льготный стаж истицы составляет 23 года 02 месяца 15 дней, то есть менее 25 лет. При этом в стаж не был включен период обучения Раковой В.В. в «А» с ** 1980 года по ** 1986 года.
Отказывая во включении в льготный педагогический стаж истицы указанного периода, ответчик ссылался на то, что действующим законодательством не предусмотрено включение периодов обучения в педагогических учебных заведениях и университетах.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что указанный период подлежит зачету в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, на основании Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397.
Такой вывод суда соответствует положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающим правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что Ракова В.В. в период с ** 1978 года по ** 1979 года работала в должности воспитателя группы продленного дня в * восьмилетней школе.
С ** 1979 года по ** 1980 года работала в должности учителя физической культуры в этой же школе. Данные периоды зачтены Управлением Пенсионного фонда в специальный педагогический стаж.
С ** 1980 года по ** 1986 года Ракова В.В. обучалась в «А» по специальности «*». Решением Государственной экзаменационной комиссии от ** 1986 года Раковой (до брака Пустовалова) В.В. присвоена квалификация - *.
С ** 1986 года по ** 1988 года Ракова В.В. работала в должности учителя химии в * средней школе.
То есть, у истицы как непосредственно перед обучением в «А» предшествовала, так и непосредственно после его окончания следовала педагогическая деятельность.
С ** 1988 года по настоящее время Ракова В.В. работает учителем химии в * средней общеобразовательной школе.
Таким образом, несмотря на то, что действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, которым утверждены Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений для назначения досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», не предусмотрено включение периода обучения Раковой В.В. в «А» с ** 1980 года по ** 1986 года в специальный трудовой стаж, ответчик не вправе был отказывать истице во включении спорного периода в льготный стаж.
Поскольку (с учетом включенного судом периода) на момент обращения к ответчику с заявлением у Раковой В.В. имелся 25-ти летний специальный педагогический стаж, то у суда имелись основания для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную пенсию с момента обращения в пенсионный орган, то есть с 11 октября 2010 года.
Доводы кассационной жалобы судебной коллегией проверены, во внимание не принимаются, поскольку выводов суда не опровергают и основаны на неверном толковании норм права.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Кассационную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Завьяловском районе Алтайского края на решение Завьяловского районного суда Алтайского края от 25 марта 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: