Итоговый документ суда



Судья Матвиенко Е.Н.                                        Дело № 33-2848/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 апреля  2011 года                                                                      г. Барнаул   

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего: Вишняковой С.Г.,

судей: Мжельской Г.А., Секериной О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелаболихинском районе Алтайского края на решение Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 14 февраля 2011 года

по делу по иску Шарипова Р.Ф. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда в РФ в Шелаболихинском районе Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в назначении  досрочной трудовой пенсии по старости и о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г.,  судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шарипов Р.Ф. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Шелаболихинском районе Алтайского края о признании незаконным отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности  назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 22.12.2010 года.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что решением ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелаболихинском районе Алтайского края от 27 декабря 2010 года в назначении ему досрочной пенсии по старости было отказано, поскольку льготный стаж Шарипова Р.Ф. на подземных работах составил 7 лет 03 месяца и 14 дней, в частности, не был засчитан период с 10 ноября 1985 года по 06 октября 1987 года его срочной службы в Советской Армии. Разъяснено его право на досрочную трудовую пенсию по возрасту со снижением возраста пропорционально отработанному стажу на 1 год за каждый полный год такой работы с 53 лет.

Однако такой вывод истец считает незаконным, поскольку  в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 разделом 8 периоды службы в Вооруженных силах СССР приравниваются по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Выполняемая им работа, как до призыва в вооруженные силы СССР,  так и непосредственно после нее, подлежит зачету в льготный стаж по Списку №1.

Решением Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 14 февраля 2011 года иск Шарипова Р.Ф. удовлетворен.

Решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в  Шелаболихинском районе Алтайского края от 27 декабря  2010 г. в части отказа Шарипову Р.Ф. в назначения досрочной трудовой пенсии по старости признано незаконным.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в  Шелаболихинском районе Алтайского края возложена обязанность назначить Шарипову Р.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости с 22 декабря 2010 г.

Постановлено обратить решение к обязательному исполнению по вступлению в законную силу в течение одного месяца со дня получения копии решения.

В кассационной жалобе ГУ - Управление пенсионного фонда в  Шелаболихинском районе Алтайского края просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в соответствии с разъяснениями от 17.10.2003 № 4, утв. Постановлением  Минтруда РФ от 17.10.2003 № 70, при исчислении продолжительности страхового стажа  и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

На момент вступления в силу Закона СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» у Шарипова Р.Ф. специальный стаж составлял 9 лет 2 месяца и 10 дней, следовательно, на указанную дату он не имел права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей ответчика Татарских Ю.А., Фокину Н.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, Шарипова Р.Ф., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно пункту 1 статьи 27  Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Решением пенсионного органа от 27.12.2010 № 1349 истцу засчитан льготный стаж на подземных работах 7 лет 03 месяца 14 дней.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, что в льготный стаж истца подлежит включению также период его службы в составе Вооруженных Сил СССР.

На момент прохождения Шариповым Р.Ф. службы в Вооруженных Силах  СССР действовало Положение  «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590.

Подпунктом "к" п. 109 данного Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготном размере пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Поскольку период службы Шарипова Р.Ф. в Вооруженных Силах СССР имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, что соответствует позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в   ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-п и от 24.05.2001 г. N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

кассационную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелаболихинском районе Алтайского края на решение Шелаболихинского районного суда Алтайского края от 14 февраля 2011 года оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Текст публикации подготовил пом. судьи Скляр А.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200