Итоговый документ суда



Судья  Секачев А.А.      Дело № 33-4062/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 мая 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда  в составе:

председательствующего Варнавского В.М.

судей   Дмитриевой О.С., Кавуновой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе истца Колмакова П.Л. на решение Шелаболихинского районного суда Алтайского края от  25 марта 2011 года

по иску Колмакова П.Л. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелаболихинском районе Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости и обязании произвести перерасчет.

Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Колмаков П.Л. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Шелаболихинском районе Алтайского края (далее - Пенсионный фонд), просил признать незаконным решение Пенсионного фонда от 13 августа 2010 года, обязать произвести перерасчет страховой части пенсии с 02 августа 2010 года.

В обоснование иска ссылался на то, что 02 августа 2010 года обратился в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете страховой части трудовой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера общей продолжительностью 10 лет 5 месяцев 13 дней. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» для назначения пенсии стаж работы исчисляется в полуторном размере. В связи с этим общий трудовой стаж истца составляет более 25 лет, поэтому при расчете страховой части пенсии необходимо применять отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не свыше 1,7, в то время как ответчиком применяется отношение не свыше 1,2.

Решением Шелаболихинского районного суда от 20 декабря 2010 года иск Колмакова П.Л. был удовлетворен.

Признано незаконным решение Пенсионного фонда от 02 августа 2010 года об отказе Колмакову П.Л. в перерасчете страховой части трудовой пенсии по старости, Пенсионный фонд обязан произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости с 02 августа 2010 года.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 февраля 201 года решение суда отменено с направлением дела в тот же суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела Колмаков П.Л. исковые требования уточнил, не возражал против произведенного ответчиком расчета размера пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; просил признать незаконным решение ответчика об отказе произвести расчет пенсии с применением коэффициента 1,7 как лицу, работавшему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; обязать ответчика произвести ему перерасчёт трудовой пенсии с 12.11.2009 г. по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением коэффициента 1,7 (л.д. 82 об.).

Решением Шелаболихинского районного суда Алтайского края от  25 марта 2011 года в иске Колмакову П.Л. отказано.

В кассационной жалобе Колмаков П.Л. просит решение отменить, ссылаясь на то, что 25 августа 1990 года он уволился с работы, выехал за пределы районов Крайнего Севера и более нигде не работал, так как трудовой стаж выработал. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на него не распространяется, поскольку на тот период он уже не работал, а закон обратной силы не имеет. На момент его увольнения действовала ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», поэтому стаж его работы в районах Крайнего Севера должен быть зачтен в полуторном размере. Им представлены справки, из которых следует, что заработная плата ему начислялась с учетом районного коэффициента 70%, следовательно, при определении пенсионных прав должен применяться коэффициент 1,7 вместо примененного ответчиком 1,2. Считает, что ему должны произвести перерасчет пенсии по п. 6 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по ранее действовавшему пенсионному законодательству.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав Колмакова П.Л., представителя ответчика - Татарских Ю.А., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Статья 30 Закона предусматривает порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, который рассчитывается, в том числе, исходя из расчетного размера трудовой пенсии (РП).

Пунктами 3, 4 и 6 названной статьи Закона предусмотрены различные формулы расчета РП. По п. 3 - исходя из стажевого коэффициента, отношения среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы по России, а также среднемесячной заработной платы по России в 2001 году. По п. 4 - исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица и стажевого коэффициента, по п. 6  - по ранее действовавшему пенсионному законодательству для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия.

По смыслу положений Закона застрахованное лицо имеет право выбора наиболее благоприятного для него варианта расчета размера трудовой пенсии.

При повторном рассмотрении дела истец, уточнив исковые требования, просил обязать ответчика произвести ему перерасчёт трудовой пенсии с 12.11.2009 г. по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением коэффициента 1,7.

Разрешая спор, суд установил, что пенсия истцу исчислена по п. 3 ст. 30 Закона как наиболее благоприятному для него варианту. При этом применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере не свыше 1,2, с чем истец не согласен.

Вместе с тем, п. 3 ст. 30 Закона предусматривает, что для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в повышенных размерах, в том числе не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

Однако Колмаков П.Л. по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не проживал.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в повышенных размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (п. 3 ст. 30 Закона).

Из вышеприведенных положений Закона следует, что обязательным условием исчисления расчёта размера трудовой пенсии с применением повышенного отношения заработков, то есть применения коэффициента 1,7, является требование о работе не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и наличие страхового стажа соответственно не менее 25 мужчинам и 20 лет женщинам. Однако Колмаков П.Л. таким требованиям не соответствует.

Доводы жалобы истца о том, что Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на него не распространяется, а подлежит применению ст. 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», несостоятельны, основаны на неверном толковании и применении норм права. Кроме того, ст. 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 гарантировала назначение и выплату пенсии с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией только лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет.

Доводы жалобы Колмакова П.Л. о необходимости перерасчета пенсии по п. 6 ст. 30 Закона необоснованны, так как по состоянию на 31 декабря 2001 года трудовая пенсия ему не была установлена, кроме того, истец не возражал против произведенного Пенсионным фондом расчета размера пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как наиболее благоприятному для него варианту и просил обязать ответчика произвести ему перерасчёт трудовой пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением коэффициента 1,7.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Кассационную жалобу истца Колмакова П.Л. на решение Шелаболихинского районного суда Алтайского края от  25 марта 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи    

-32300: transport error - HTTP status code was not 200