Судья Хорина В.М. Дело №33-3443/11(А)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю.
судей Кулеш О.А. и Мокрушиной В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя истца Киреевой П.Я. Киреева А.И. на решение Угловского районного суда Алтайского края от 17 марта 2011 года по делу по иску Киреевой П.Я. к администрации Угловского района Алтайского края об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киреева П.Я. через представителя по доверенности Киреева А.И. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа администрации Угловского района в постановке ее на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязании ответчика поставить ее на учет с 15 декабря 2010 года как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, включить в список лиц на выделение субсидии для приобретения жилья.
Заявленные требования мотивированы тем, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны и в соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Администрацией Угловского района ей незаконно отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, не принято во внимание отсутствие в собственности у истицы жилого помещения.
Также истец просила взыскать с ответчика в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины.
Решением Угловского районного суда Алтайского края от 17 марта 2011 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представителя истца Киреев А.И. просит решение отменить, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, истица не имеет в собственности благоустроенного жилого помещения, отсутствие благ по месту проживания делает невозможным её нормальное существование, она страдает рядом заболеваний, по действующему законодательству имеет право на меры социальной поддержки в виде предоставления благоустроенного жилого помещения.
Проверив материалы дела, ознакомившись с доводами кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для её удовлетворения.
Разрешая заявленные требования, суд правильно пришел к выводу о том, что у администрации Угловского района Алтайского края имелись основания для отказа истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем заявленные требования не подлежали удовлетворению.
Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом и законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным соответствующим законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с подп.4 п.1, подп.3 п.2 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ и законом Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, в силу которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предусмотрены ст.54 ЖК РФ.
Согласно данной норме отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
06 декабря 2010 года Киреева П.Я. обратилась в администрацию Угловского района с заявлением о принятии её на учет для получения жилой площади, указав, что её семья состоит из одного человека, жилой дом, в котором она проживает, не благоустроен; в связи с плохим состоянием здоровья она не может проживать в неблагоустроенном доме.
Постановлением администрации Угловского района от 15 декабря 2010 года Киреевой П.Я. было отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий на основании п.2 ст.54 ЖК РФ.
Судом установлено, что Киреева П.Я. проживает в жилом доме, общей площадью «…» кв.м. Другие граждане в указанном жилом доме не проживают.
В связи с этим суд обоснованно указал, что обеспеченность истца общей площадью жилого помещения превышает учетную норму, которая утверждена решением Угловского районного Совета депутатов от 18 июля 2008 года №42 в размере 12 кв.м.
Давая оценку доводам истицы об отсутствии у неё права собственности на вышеуказанное жилое помещение, суд исходил из того, что действительно, право собственности Киреевой П.Я на земельный участок и жилой дом, не зарегистрировано в установленном законом порядке. Вместе с тем, согласно данным похозяйственных книг, земельный участок принадлежит Киреевой П.ЯЧ. на праве собственности, предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, жилой дом на данном земельном участке был построен истицей в 1946 году.
Статьей 25.2 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства, является, в том числе, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок. В соответствии со ст.25.3 Федерального закона №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, является правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект (выписка из похозяйственной книги). При таких обстоятельствах Киреева П.Я. не лишена возможности произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок и жилой дом и не вправе ссылаться на отсутствие таковой как на основание признания её нуждающейся в жилом помещении.
Указание истицы на то, что дом является неблагоустроенным и по состоянию здоровья она не может проживать в нем, не является основанием для признания её нуждающейся в жилом помещении.
В силу п. 3 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Киреева П.Я. в межведомственную комиссию по вопросу признания принадлежащего ей жилого дома непригодным для проживания не обращалась, а отсутствие благоустройства в данном случае не свидетельствует о непригодности жилого дома для проживания.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы были приведены при обращении в суд и в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу представителя истца Киреевой П.Я. Киреева А.И. на решение Угловского районного суда Алтайского края от 17 марта 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи