Итоговый документ суда



Судья Жемоедова Н.В.      Дело № 33-4136/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 мая 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Лобовой О.А.,

судей Сердюк Л.А., Цибиной Т.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Родюшкина Е.Д. к военному комиссариату Алтайского края о взыскании суммы недополученной пенсии

по кассационной жалобе Военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 января 2011 года.

Заслушав доклад судьи Сердюк Л.А., пояснения представителя ответчика Масловой Т.А., истца Родюшкина Е.Д., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Родюшкин Е.Д. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, вышел на пенсию с должности старшего инструктора химической службы крейсерской подводной лодки «К-204».

Он обратился с иском к Военному комиссариату Алтайского края (далее также - Военкомат) о признании действий должностных лиц военного комиссариата Алтайского края по снижению ему ранее назначенной военной пенсии незаконными, обязании произвести перерасчет, исходя из оклада по военной службе, исчисленного из тарифной ставки 9-ого разряда старшего инструктора-дозиметриста химической службы крейсерской подводной лодки, взыскании материального ущерба в виде недополученной им пенсии из расчета первоначально назначенной по 9-ому тарифному разряду за период с 01.01.1994 по день рассмотрения дела судом.

В обоснование иска указал, что прослужил в районах Крайнего Севера более 20 лет. В 1989 году ему была назначена пенсия в размере 142,8 руб., которая выплачивалась по 9-ому тарифному разряду до 2005 года, а впоследствии размер пенсии был снижен. Обратившись к ответчику за разъяснением в 2010 году, истец получил два письменных ответа со ссылкой на приказ Министра обороны № 025 от 24.02.1994, согласно которому тарифная ставка по его должности в настоящее время соответствует не 9-ому, а 8-му тарифному разряду.

Истец просил признать незаконными действия ответчика о переназначении пенсии с 01.03.2005г. с понижением должностного оклада на 55,5 рублей, взыскать в его пользу недополученную пенсию в размере 7388,57 рубля за период с 01.03.2005 по настоящее время.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на переназначение пенсии истцу в порядке, предусмотренном п.п. «а» п. 9 постановления Правительства Российской Федерации №941 от 22.09.1993, предписывающем исчисление пенсии из оклада по последней штатной должности (с учетом абзаца 2 этого пункта), оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленной из этих сумм окладов, размеры которых ранее определялись Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны, других министерств и ведомств, где законом предусмотрена военная служба.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 января 2011 года иск удовлетворен, с Военного комиссариата Алтайского края в пользу Родюшкина Е.Д. взыскана сумма недополученной пенсии в размере 7338,57 рубля за счет средств федерального бюджета.

Определением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 марта 2011 года в решении суда исправлена явная арифметическая ошибка, сумма, подлежащая взысканию в пользу истца, определена в размере 6 724,72 руб.

Военный комиссариат Алтайского края в кассационной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В соответствии со ст. 43 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», п.п. «а» п. 9 постановления Совета Министров от 22 октября 1993 года № 941 уволенным с военной службы военнослужащим в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.

Истец был уволен с должности старшего инструктора химической службы крейсерской подводной лодки «К-204». По данным расчетной книжки на день увольнения ему выплачивался должностной оклад в размере 195 рублей, оклад по воинскому званию 40 рублей, которые и были учтены при назначении пенсии. После этого указанные оклады не изменялись, а только индексировались. С 1 июля 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 07 мая 2002 г. № 49-ФЗ и указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2002 г. № 537, постановлением Правительства от 26 июня 2002 г. № 462, введены новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, Минобороны поучено установить соответствующие размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям военнослужащих.

Должность, которую Родюшкин Е.Д. занимал при увольнении, в указанных нормативных актах отсутствует, является нетиповой, поэтому по ней оклады уполномочено устанавливать Министерство обороны. Порядок увеличения пенсий предусмотрен п. «б» ст. 49 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Порядок проведения тарификации штатно-должностных окладов военнослужащим и военным пенсионерам определен директивой Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2002 г. № 180/21/424 и возложен на Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны.

В связи с тем, что к 01.07.2002 конкретные должностные оклады по нетиповым воинским должностям уточнены не были, военкоматы при пересмотре пенсии устанавливали временные должностные оклады на период проведения тарификации, которые в последующем приводились в соответствие с действующим законодательством.

После уточнения всех данных с 01.03.2005 г. истцу был установлен должностной оклад, соответствующий его должности на момент увольнения. Правильность установления данного должностного оклада подтверждается тарификацией, проведенной финансово-экономическим управлением округа.

Выводы суда об уменьшении истцу размера пенсии являются ошибочными, поскольку факт уменьшения пенсии не подтвержден. Все расчеты пенсии были направлены в сторону увеличения итоговой суммы пенсии.

Полагают, что подлежало удовлетворению ходатайство военкомата о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Министерства обороны (департамента по социальным гарантиям), так как именно на него возложены функции по определению конкретного должностного оклада.

Суд разрешает споры на основании действующего законодательства и не вправе самостоятельно устанавливать должностные оклады (тарифные разряды) военнослужащим и применять их к пересчету пенсии.

Истец в возражениях просит оставить жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в связи с несоответствием выводов суда установленным обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п.п. 3, 4 ч 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из вышеуказанных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления пенсии бывших военнослужащих, пенсия им определяется с учетом размера денежного довольствия лиц, проходящих военную службу, соответствующих по должности и званию имевшимся у данного пенсионера на момент выхода на пенсию. В состав этого денежного довольствия включаются оклады по должности и по званию, процентная надбавка за выслугу лет и месячная стоимость продовольственного пайка.

Федеральным законом от 07.05.2002 № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» были внесены изменения в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которым размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации.

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.

Во исполнение этого закона был принят Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2002 № 537 «О денежном довольствии военнослужащих», которым был утвержден табель соответствия типовых воинских должностей государственным должностям федеральной государственной службы, действующий с 1 июля 2002 года, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих», в котором были установлены конкретные оклады по типовым воинским должностям. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2004 № 1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» были утверждены табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

В указанных нормативных актах должность, которую при выходе на пенсию занимал истец (старший инструктор химической службы крейсерской подводной лодки «К-204»), отсутствует. В отношении его должности, являвшейся нетиповой, нормативный акт, устанавливающий ее соответствие государственной должности федеральной государственной службы и определяющий размер оклада по должности, был уполномочен принять Министр обороны России.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.02.2005 № 33 «Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих» с 1 октября 2004 г. были установлены месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размерах, указанных в приложении № 1 к этому Приказу, в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности.

В частности, должность бортового механика-испытателя на сверхзвуковых реактивных самолетах, помощника командира десантного катера была отнесена к 8 разряду, по которому установлен оклад 1 554 рубля. К 9 разряду отнесена должность командира десантного катера, старшины (батальона, дивизиона, роты, батареи) и оклад установлен в размере 1 609 руб. 50 коп.

Должность истца в указанном приказе также отсутствует.

Как следует из пояснений представителя ответчика, в настоящее время нет воинской должности, аналогичной той, с которой истец вышел на пенсию. Размер оклада по должности, применяемого при исчислении его пенсии, установлен правовым актом Министра обороны России, содержащим сведения, относящиеся к государственной тайне, однако этот размер официально подтвержден ответом Федерального бюджетного учреждения - Управления сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации, согласно которому должность истца в настоящее время соответствует 8 тарифному разряду (л.д. 38).

Согласно представленным расчетным листкам (л.д. 31-36) до 01 октября 2003 года размер должностного оклада по 9 разряду, учитываемого при исчислении пенсии истца, составлял 1 450 рублей. При этом размер должностного оклада по 8 тарифному разряду, в соответствии с вышеуказанным Приказом Министра обороны России от 05.02.2005 № 33, составлял 1 554 рубля.

Таким образом, в случае перевода истца с 1 октября 2003 года на оклад, соответствующий 8 тарифному разряду, размер пенсии истца увеличился бы, несмотря на понижение разряда, которое, таким образом, не ущемляло его прав.

Однако фактически с 1 октября 2003 года, в связи с отсутствием акта, определяющего, к какому разряду относится должность истца, военкоматом Алтайского края истцу выплачивалась пенсия с учетом должностного оклада по ранее установленному ему 9 тарифному разряду, так как с указанной даты по другим нетиповым должностям (куда не входила должность истца) размер должностного оклада по этому разряду был повышен до 1609,50 руб.

Поскольку правовые основания для определения истцу пенсии с учетом должностного оклада в указанной сумме в период с 1 октября 2003 года по 28 февраля 2005 года отсутствовали (материалами дела не подтверждены), судебная коллегия приходит к выводу о том, что в указанный период истец необоснованно получал пенсию в завышенном размере. Общая сумма пенсии составляла 3 292,23 руб. ежемесячно.

С 1 марта 2005 года расчет размера пенсии истца был приведен в соответствие с установленным правовым регулированием, произведен с учетом должностного оклада по 8 тарифному разряду. Несмотря на это, общий размер пенсии истца составил 3 461,99 руб. в месяц, то есть пенсия была повышена. Следовательно, в связи с указанным перерасчетом имущественные интересы истца затронуты не были.

При таких обстоятельствах выводы суда о наличии у истца нарушенного права и об удовлетворении иска о взыскании недополученной пенсии, являются необоснованными и не соответствуют закону, в связи с чем решение подлежит отмене. Судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют разрешить спор по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Отменить решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 18 января 2011 года в редакции определения того же суда от 17 марта 2011 года об исправлении явной арифметической ошибки.

Принять по делу новое решение.

Отказать Родюшкину Е.Д. в удовлетворении иска в полном объеме.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200