Судья Веденеева Г.Н. Дело № 33-3223-2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 апреля 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Явкиной М.А.
судей Чубукова С.К., Решетниковой И.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца Исаевой М.В. на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 02 марта 2011 года по делу по иску Исаевой М.В. к администрации Маралихинского сельсовета, Алтайскому краевому государственному унитарному предприятию «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю, нотариусу Краснощековского района о признании недействительными правоустанавливающих документов и признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Исаева М.В. обратилась в суд с иском к администрации Маралихинского сельсовета, Алтайскому краевому государственному унитарному предприятию «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Алтайскому краю, нотариусу Краснощековского района о признании недействительными правоустанавливающих документов и признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
В обоснование заявленных требований указывала на то, что ее ныне покойному супругу И. на основании постановления администрации Маралихинского сельсовета от 00.00.000г. №* принадлежали на праве собственности жилой дом и земельный участок, площадью 8204 кв.м, расположенные по адресу (…).
00.00.000г. проводилось межевание указанного земельного участка и по указанию истца в межевой план был включен не весь земельный участок, а лишь его часть - 3903 кв. м. Для того, чтобы произвести государственную регистрацию отмежеванного земельного участка администрацией Маралихинского сельсовета истцу была выдана выписка о передаче в собственность ее мужу И. земельного участка площадью 3903 кв. м. Данная выписка администрацией сельсовета была выдана незаконно, так как она не соответствовала действительности на момент ее выдачи, поскольку за И. по данным похозяйственных книг, материалов инвентаризации земель администрации Маралихинского сельсовета, а также вышеуказанного постановления администрации Маралихинского сельсовета от 00.00.000г. №* значился переданный ему в собственность земельный участок площадью 8204 кв. м., и на эту площадь также была выдана первоначальная выписка за тем же номером * и от той же даты -00.00.000г.
00.00.000г. Исаевой М.В. было выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок площадью 3903 кв. м с кадастровым номером (…), из которого следует, что она является правообладателем указанного земельного участка на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 00.00.000г.
00.00.000г. она обратилась в Краснощековский участок Алтайского краевого государственного унитарного предприятия «Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости» с заявлением о межевании остальной части земельного участка и подготовке необходимых документов для государственной регистрации. План границ земельного участка площадью 4272 кв. м был сделан, но в подготовке межевого плана и других документов, необходимых для государственной регистрации права, ей было отказано по той причине, что выписка администрацией Маралихинского сельсовета выдана на весь земельный участок площадью 8204 кв. м, а необходима выписка на оставшуюся часть земельного участка площадью 4272 кв. м, которую администрация сельсовета выдать не может.
Поскольку никаким другим способом узаконить ее право на земельный участок невозможно, истица просила признать недействительными выписку из постановления администрации Маралихинского сельсовета № * от 00.00.000г. на земельный участок площадью 3903 кв. м, кадастровый план земельного участка от 00.00.000г. №* (кадастровый номер*), землеустроительное дело №* от 00.00.000г., свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок площадью 3903 кв. м от00.00.000г., запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 00.00.000г. №*, а также признать частично недействительным свидетельство о праве на наследство по закону от 00.00.000г. в части площади земельного участка, выданное нотариусом Краснощековского нотариального округа Л., зарегистрированное в реестре за №*, и признать за ней право собственности в порядке наследования на земельный участок площадью 8204 кв. м, находящийся (…).
Решением Краснощековского районного суда Алтайского края от 02 марта 2011 года в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Исаева М.В. просит решение отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст. 347 ГПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, оформив право на часть земельного участка, Исаева М.В. распорядилась принадлежащим ей в порядке наследования земельным участком, отказавшись от его части.
Между тем, судом не принято во внимание следующее.
В соответствии с ч2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ч.1,2 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Как установлено и следует из материалов дела, на основании постановления администрации Маралихинского сельсовета от 00.00.000г. №* ее супругу И. принадлежал на праве собственности земельный участок, площадью 8204 кв.м, расположенный по адресу (…) (л.д.119, 132, 15, 107, 108).
00.00.000г. Исаев А.М. умер, а истица осталась проживать в доме по вышеуказанному адресу и обрабатывать земельный участок, фактически приняв наследство, в силу п. 2 ст. 1153 ГК.
Согласно ч.4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, ст. 1112, 1113 ГК РФ, а также положений п.11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства, Исаева М.В. с 00.00.000г. является собственником земельного участка площадью 8204 кв.м, входившего в наследственную массу после смерти И.
Согласно ч.1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
В соответствии с ч.1, 2 ст.53 ЗК РФ (в ред. от 25.10.2001 N 136-ФЗ, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.
На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных вещей установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ N 580 от 17 сентября 2003 г.
На момент рассмотрения дела действовала ч.2 ст.53 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ, согласно которой отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Таким образом, в любом случае отказ собственника от земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном законом.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства отказа истицы от земельного участка. Придя к выводу о том, что Исаева М.В. отказалась от части земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, суд не выяснил, прекращено ли право собственности Исаевой М.В. на спорную часть земельного участка в установленном порядке: был ли поставлен участок, площадью 4272 кв.м. на учет в порядке, предусмотренном ч.3 ст. 225 ГК РФ, признавалось ли на него право муниципальной собственности, обращалась ли впоследствии истица с заявлением об отказе от него в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставлялся ли данный участок иным лицам, на каком основании кадастровый учет был произведен только части спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку судебная коллегия лишена возможности самостоятельно установить вышеуказанные обстоятельства, имеющие значение для дела
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, правильно установить правоотношения сторон, нормы права, регулирующие данные правоотношения, обстоятельства, имеющие значение для дела, предложить стороне ответчика предоставить доказательства отказа истица от части спорного земельного участка в установленном законом порядке; если отказ имел место, то установить, предоставлялся ли участок, площадью 4272 кв.м. иным лицам, установить основания постановки на кадастровый учет только части спорного земельного участка и на основании действующего законодательство разрешить спор по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 02 марта 2011 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи: