Судья Авсейкова Л.С. Дело № 33-4365/11(А)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 мая 2011 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ермакова Э.Ю.
судей Дьякова М.И., Хоролич Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело кассационной жалобе ответчика- Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула от 24 марта 2011 года по делу по иску Фаста А.Я. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Октябрьского района г.Барнаула о признании отказа в постановке на учет незаконным, признании права на внеочередное получение жилого помещения, обязании предоставить вне очереди жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Хоролич Н.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
У С Т А Н О В И Л А:
Фаст А.Я. обратился в суд с иском, в котором с учетом последующего уточнения просил признать незаконным отказ администрации Октябрьского района г.Барнаула в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, признать право на внеочередное получение жилого помещения, обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края предоставить вне очереди Фасту А.Я. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв.м., как для одиноко проживающего гражданина, ссылаясь на следующие доводы и обстоятельства.
Фаст А.Я., 1987 года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение жилого помещения. Фаст А.Я. воспитывался в Романовском коррекционном детском доме, обучался в Барнаульском юридическом институте при МВД России, служил в войсковой части № 21005. До призыва в армию в ноябре 2009 года он обратился в администрацию Октябрьского района г.Барнаула с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении среди лиц, относящихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После окончания службы ему стало известно, что его не поставили на учет, поскольку отсутствовала справка о том, что при помещении его в детский дом за ним не закреплялось жилое помещение.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 24 марта 2011 года исковые требования удовлетворены. Постановлено признать право Фаста А.Я. на внеочередное обеспечение жильем, как лица относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Признан незаконным отказ администрации Октябрьского района г.Барнаула в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении. На Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить Фасту А.Я. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв. метров, как одиноко проживающему гражданину.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просило решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что обоснованно было отказано Фасту А.Я. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку им не представлены все необходимые документы; решение об отказе в установленном порядке не обжаловано; в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в настоящий момент в сводном реестре граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, сведения об истце отсутствуют, вопрос о наличии у Фаста А.Я. права на предоставление жилого помещения не рассматривался.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу в соответствии с ч.1 ст.347 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации (далее по тексту- ГПК РФ), т.е. в пределах изложенных в ней доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту- Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Аналогичные гарантии закреплены в Законе Алтайского края от 31 декабря 2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (ч.2 ст.4).
В силу п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» раскрываются в ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ.
Так, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23-летнего возраста. В случае, если социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью лица, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была реализована до 23 лет, то данное право сохраняется за ним до реализации данной льготы.
Право указанной категории лиц на внеочередное получение жилья предполагает их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, несовершеннолетний Фаст А.Я. 18 июня 1987 года рождения с 29 сентября 1996 по 22 января 1998 года воспитывался в краевом социально-реабилитационной центре для несовершеннолетних. Закрепленного жилья не имел.
С 22 января 1998 года по 29 августа 2007 года находился в коррекционном детском доме.
Согласно справки Барнаульского юридического института МВД России с 1 сентября 2007 года Фаст А.Я. обучался в указанном учреждении.
Из военного билета следует, что Фаст А.Я. 11 ноября 2009 года убыл к месту прохождения военной службы и 11 ноября 2010 года уволен с военной службы.
В преамбуле Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.3 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Из вышеприведенных норм закона следует, что внеочередное обеспечение жилой площадью распространяется на детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, вставших (поставленных) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, до достижения ими 23- летнего возраста.
5 ноября 2009 года, т.е. до достижения 23 лет, Фаст А.Я. обратился в администрацию Октябрьского района г.Барнаула с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
23 ноября 2009 года в адрес Фаста А.Я. направлено письмо за подписью главы администрации Октябрьского района г.Барнаула из содержания которого следует, что администрацией района направлены запросы в комитет по образованию и детский дом о подтверждении факта отсутствия закрепленного за Фастом А.Я. жилья. По мере поступления подтверждения указанных сведений будет рассмотрен вопрос о его постановке на учет. Также сообщено, что за ненадлежащую организацию граждан к заведующей отделом по учету и распределению жилья Салеевой Л.В. приняты меры дисциплинарного воздействия.
После окончания службы в Вооруженных Силах РФ Фаст А.Я. обратился в администрацию Октябрьского района г.Барнаула с просьбой разъяснить причины не постановки его на учет на получение жилья среди детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
16 декабря 2010 года Фастом А.Я. получен ответ из администрации Октябрьского района г.Барнаула на его обращение. Из которого следует, что в представленных Фастом А.Я. документах отсутствовали сведения о наличии либо отсутствии закрепленного за ним жилого помещения. Администрацией района был направлен запрос о предоставлении указанных сведений, однако до настоящего времени сведения не поступили. Заведующую отделом по учету и распределению жилья Савельеву Л.В., которая занималась вопросом постановки Фаст А.Я. на соответствующий учет не предоставляется возможным, поскольку она прекратила муниципальную службу.
Таким образом, из данного ответа следует, что причиной отказа в постановки Фаста А.Я. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении среди детей- сирот, детей оставшихся без попечения родителей послужило то обстоятельство, что не представлены документы о наличии либо отсутствии закрепленного за Фастом А.Я. жилого помещения.
Между тем, в указанном письме в противоречие письму от 23 ноября 2009 года сказано, что Фастом А.Я. не представлены указанные документы, тогда как в письме от 23 ноября 2009 года Фасту А.Я. сообщено, что указанные документы запрошены администрацией Октябрьского района г.Барнаула и по мере поступления сведений будет рассмотрен вопрос о постановки Фатса А.Я. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что жилых помещений за Фастом А.Я. в период нахождения в детских домах не закреплялось, в настоящее время за ним также не зарегистрировано жилых помещений.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным отказ администрации Октябрьского района г.Барнаула в постановке Фаста А.Я. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Как уже ранее отмечено, в силу положений ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность предоставления жилого помещения возникает по окончании пребывания детей, указанной категории в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года №71-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях:
Статьей 4 указанного выше Закона прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жильем органами исполнительной власти.
На основании ст.5 Закона Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» от 12 декабря 2006 года, жилые помещения жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Закона Алтайского края №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного Фонда Алтайского края» устанавливает норму предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма в размере 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.
В соответствии со ст. 4 названного Закона органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими. До 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Согласно ст. 6 Закона, Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.
Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края.
Уполномоченным органом в Алтайском крае является Управление жилищно-коммунального хозяйства (п. 1 Положения об управлении, утвержденного постановлением Администрации края от 10.04.2006 г. № 145 (ред. от 13.09.2010 г.), которое и является надлежащим ответчиком по делу.
Суд обоснованно пришел к выводу, что поскольку уполномоченным органом является Управление жилищно-коммунального хозяйства, поэтому суд правильно возложил на него обязанность по предоставлению жилья Фасту А.Я.
То обстоятельство, что Фаст А.Я. не включен в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений краевого жилищного фонда по договору социального найма, не лишает его возможности реализовать свое право на предоставление жилого помещения в соответствии с Законом.
На основании изложенного следует, что суд правомерно возложил на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставления жилья Фасту А.Я., а доводы жалобы ответчика не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
кассационную жалобу отвечтка- Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Алтайского края на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 марта 2011г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: