Судья Зайцева Л.Н. Дело № 4714 -11г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.
судей Секериной О.И., Мжельской Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Троицком районе Алтайского края на решение Троицкого районного суда Алтайского края от 27 апреля 2011 года по иску Кирьяновой Е.Р. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Троицком районе Алтайского края о включении в общий трудовой стаж периода работы.
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Кирьянова Е.Р. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Троицком районе Алтайского края о включении в общий трудовой стаж периода работы.
В обоснование иска указала, что она в период с <…> по <…> гг. работала в КФХ Касперова В.А. в должности <…>, однако запись в трудовой книжке о периоде работы и характере выполняемой работы сделана не была. Согласно архивной справке документы по личному составу КФХ Касперова В.А. на хранение в отдел архивов не поступали, поэтому подтвердить трудовой стаж документально не представляется возможным. Факт трудовой деятельности может подтвердить только свидетельскими показаниями. Просит обязать ответчика включить в общий трудовой стаж период работы с <…> по <…> г.г. в КФХ Касперова В.А..
Представитель ответчика возражая против иска, указывает на то, что в соответствии с п.29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника, периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. Кирьяновой Е.Р. не был засчитан в общий трудовой стаж при назначении пенсии период работы с 04.06.1993 по 20.08.1995 г.г. поскольку отсутствует запись в трудовой книжке, а также отсутствуют сведения об уплате страховых взносов. В соответствии со ст.25 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий трудовой стаж периода работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Уплата страховых взносов за указанный период произведена не была.
Кроме того, п.3.6 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного приказом МСО РСФСР от 04.10.1991 № 190, согласованное с Пенсионным фондом РФ, Министерством труда и социального развития РФ и Министерством юстиции РФ с 01.01.1991 года, время работы в КФХ членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, также подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию. В соответствии с п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, время работы граждан работающих в КФХ, подтверждается трудовой книжкой и документами территориального органа Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов.
Решением Троицкого районного суда Алтайского края от 27 апреля 2011 года суд обязал Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Троицком районе Алтайского края включить Кирьяновой Е.Р. в общий трудовой стаж период работы с <…> года по <…> года в крестьянском хозяйстве Касперова в должности <…>.
Взыскал с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Троицком районе Алтайского края в пользу Кирьяновой Е. Р. судебные расходы в размере 200 рублей в связи с оплатой государственной пошлины.
В кассационной жалобе представитель ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Троицком районе Алтайского края просит отменить решении, так как судом неверно истолкован закон. При вынесении решения судом не было принято во внимание Определение Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 года № 950-О-О, согласно которому уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу граждан, работающих по трудовому договору, должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонда РФ. Гарантируя права застрахованных лиц (работников) законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск. В силу требований статьи 89 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Суд первой инстанции необоснованно делает ссылку на Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007года №9-П. Данное Постановление применяется при подсчете страхового стажа в отношении периодов работы после 01.01.2002 года. Данное официальное разъяснение было указано в определении Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007года № 798-О-О. В связи с тем, что оспариваемый период приходится до 01.01.2002 года, и уплата страховых взносов крестьянским хозяйством «Касперова» не производилась, период работы с <…> по <…> года в должности <…> в крестьянском хозяйстве «Касперова» не подлежит включению в общий трудовой стаж.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.347 ГПК РФ, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно материалов дела, Кирьянова Е.Р. <…> года рождения, с <…> года является получателем пенсии по старости в соответствии со ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ. Пенсия назначена без учета спорного периода, поскольку работодателем в этот период страховые взносы не перечислялись, отсутствует соответствующая запись в трудовой книжке.
В настоящее время назначение государственных пенсий регулируется Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 66 Трудового Кодекса РФ, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.
Согласно п. 3 ст. 13 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" "173-ФЗ от 17.12.2001 года и п. 29 "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсий", утвержденных Постановлением РФ от 24.07.2002 года N 555, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Согласно показаниям свидетелей И., В., К., они работали вместе с Кирьяновой Е.Р. в спорный период времени в КФХ Касперова В.А.. Данный факт нашел свое подтверждение представленными в судебное заседание трудовыми книжками свидетелей и приобщенными к материалам дела их копиями.
Существующее законодательство позволяет подтвердить общий трудовой стаж свидетельскими показаниями. Решение в этой части Государственным Учреждением - Управление Пенсионного фонда РФ в Троицком районе Алтайского края не обжалуется.
Как следует из статей 7, 39, 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на получение пенсии - прерогатива федерального законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты.
В силу ст.3 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" "173-ФЗ от 17.12.2001 года, право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно п. 1 ст. 10 закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Между тем, исходя из действующего пенсионного законодательства, 3 ФЗ РФ от 17.12. 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», ст. 39 Конституции РФ, право пенсионера на получение пенсии своевременно и в полном объеме не поставлено законодателем в зависимость от исполнения своих обязанностей страхователем по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд.
В силу ст. 25 ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке, сам по себе факт неуплаты страхователем страховых взносов не может служить достаточным основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения на застрахованное лицо.
Действующее пенсионное и налоговое законодательство не содержат норм, обязывающих застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Из вышеуказанной нормы закона следует, что взыскание недоимки по страховым взносам является контрольной функцией органов Пенсионного фонда РФ, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с иском о взыскании со страхователя недоимки по страховым взносам.
Кроме того, следует принимать во внимание правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении от 24 февраля 1998 года № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 ФЗ от 5 февраля 1997 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования на 1997 год», согласно которым страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд РФ - это обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы. Они являются материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам, которые рассматриваются в качестве страховых рисков и выступают основаниями государственного пенсионного обеспечения. Однако уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений. Для граждан-плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ этот платеж с целью финансирования трудовых пенсий является прямым и обязательным вычетом из их заработка (дохода). Указанный целевой характер страховых взносов закреплен в законе: средства Пенсионного фонда РФ, формируемые за счет страховых взносов, могут расходоваться только для выплат трудовых пенсий.
Вместе с тем, целевое расходование средств на выплату трудовых пенсий вовсе не предполагает, что размер и общая сумма пенсии, на которые может рассчитывать ее получатель в течение всего периода жизни после выхода на пенсию, будет соответствовать сумме страховых взносов, уплаченных конкретными работодателем и работником либо индивидуальным предпринимателем или другим самозанятым гражданином. Тем самым получатели пенсий уравниваются в правах, а лишенным персонально-целевого назначения страховым взносам в Пенсионный фонд РФ придается обезличенно-безвозмездный характер.
Таким образом, согласно действующему законодательству страховые взносы в Пенсионный фонд РФ представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Неисполнение обязанностей страхователями и обязанности по осуществлению контроля страховщиком не должно влечь за собой уменьшение размера пенсии застрахованным лицам в силу приведенных положений Конституции и федеральных законов.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену решения, поскольку основаны на неправильном толковании материального закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Кассационную жалобу представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Троицком районе Алтайского края на решение Троицкого районного суда Алтайского края от 27 апреля 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: