Судья Гусельникова М.А. Дело № 33-5038/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 июня 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Ермакова Э.Ю.,
судей Дьякова М.И., Хоролич Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика- администрации Тальменского района Алтайского края на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 22 апреля 2011 года по делу по иску
Рудаковой П.А. к администрации Тальменского района о признании незаконным решения жилищной комиссии об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Ермакова Э.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Рудакова П.А. обратилась в суд с иском, в котором с учетом последующего уточнения просила признать незаконным и отменить решение администрации Тальменского района Алтайского края от 11 февраля 2011 года № 85 об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию Тальменского района поставить на учет вдову участника Великой Отечественной войны Рудакову П.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на следующие доводы и обстоятельства.
Она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, в собственности жилых помещений не имеет, с 2005 года проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности ее зятю, где проживают также дочь, зять и двое внуков. На нее приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения, что является основанием для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий. Реализуя свое право на обеспечение жильем, она 29 января 2011 года обратилась в администрацию Тальменского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 11 февраля 2011 года решением жилищной комиссии Тальменского района ей отказано в этом на основании п.2 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации по мотиву представления документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данный отказ незаконен, т.к. она не является членом семьи своего зятя.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 22 апреля 2011 года исковые требования удовлетворены. Постановлено признать незаконным решение администрации Тальменского района об отказе Рудаковой П.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На администрацию района возложена обязанность поставить Рудакову П.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны. Этим же решением с администрации Тальменского района в пользу Рудаковой П.А. взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.
В кассационной жалобе ответчик- администрация Тальменского района просил решение отменить, указывая на то, что Рудакова П.А. зарегистрирована в жилом доме по ул. «…», проживает в нем как близкая родственница владельца, о чем свидетельствует отсутствие договора найма жилого помещения; фактически в жилом доме проживают трое человек; в судебное заседание Рудакова П.А. предоставила копию кадастрового паспорта, в котором площадь жилого помещения составила 58,8 кв.м., т.е. менее первоначальной (61,2 кв.м.), однако данные документы в администрацию района не направлялись.
В письменных возражениях на кассационную жалобу истица Рудакова П.А. просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу в соответствии с ч.1 ст.347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГПК РФ), т.е. в пределах изложенных в ней доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее по тексту- Указ Президента РФ) закреплено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ч.ч.1,2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подп.4 п.1, подп.3 п.2 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется следующие меры социальной поддержки, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу п.2 ч.1 которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Рудакова П.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверением.
С 8 ноября 2005 года она зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: «…». В установленном законом порядке правоустанавливающие документы на данное жилое помещение не оформлены.
Согласно выписки из похозяйственной книги от 13 января 2011 года в жилом доме по ул. «…» зарегистрированы Рудакова П.А., Г. (дочь истца), Г. (зять истца), внуки истца.
Из справки филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по Алтайскому краю от 28 декабря 2010 года №8163 следует, что Г. (зять Рудаковой П.А.) имеет дом на земле, расположенный по адресу: «...», данное владение значится за Г.
В январе 2011 года Рудакова П.А. обратилась в администрацию Тальменского района Алтайского края с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением жилищной комиссии администрации Тальменского района от 11 февраля 2011 года Рудаковой П.А. было отказано в постановке на учет на основании п.2 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации. (л.д.13).
Причиной отказа послужило то обстоятельство, что истица проживает в жилом доме общей площадью «…» кв.м. по адресу: «…» как член семьи собственника Г., и обеспеченность ее жильем составляет «…» кв.м., что превышает учетную норму, установленную на территории Казанцевского сельсовета Тальменского района.
Письмом за подписью заместителя главы администрации Тальменского района Алтайского края от 11 февраля 2011 года № 85 до сведения истицы были доведены решение об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и его основания.
В соответствии с ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ) (подп. «б» п.11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Какого- либо решения о признании Рудаковой П.А. членом семьи владельца жилого помещения (Г.) не имеется.
Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Рудакова П.А. не является ни собственником (нанимателем) жилого помещения, ни членом семьи собственника (нанимателя) жилого помещения, в связи с чем подпадает под определение гражданина, нуждающегося в жилом помещении.
Кроме того, из выписки из технического паспорта на домовладение и показаний свидетеля Г., работающей инженером БТИ, следует, что в результате более точных замеров при помощи лазерного прибора площадь жилого дома по ул. «…» составила «…» кв.м., измеряли линейные размеры- ширину и длину комнат.
Следовательно на одного проживающего приходится по 11,76 кв.м.
(58,8 : 5= 11,76).
Решением Совета депутатов Казанцевского сельсовета Тальменского района Алтайского края от 21 июля 2009 года № 56 установлена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 12 кв.м. (л.д.39).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции в решении на основе надлежащего анализа имеющихся в деле доказательств и правильного применения норм материального права пришел к обоснованному выводу о том, что действия администрации Тальменского района по отказу Рудаковой П.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении являются незаконными и нарушающими права и интересы истицы.
Довод кассационной жалобы о том, что Рудакова П.А. проживает в жилом доме по ул. «…» как близкая родственница на правах члена семьи, основан на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права, направлен на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Не находит объективного подтверждения ссылка администрации Тальменского района на то, что в указанном доме фактически проживают три человека. При принятии оспариваемого решения жилищная комиссия исходила из того, что в жилом помещении зарегистрированы и проживают 5 человек, что согласуется со справкой, выданной администрацией Казанцевского сельсовета от 27 декабря 2010 года и выпиской из похозяйственной книги (л.д.25, 33)
Не может быть принято во внимание утверждение ответчика о том, что в администрацию Тальменского района Рудаковой П.А. не был предоставлен технический паспорт на домовладение с указанием общей площади жилого дома по ул. «…» 58,8 кв.м. Установив, что в действительности общая площадь домовладения составляет 58,8 кв.м., администрация района не была лишена возможности отменить свое решение об отказе Рудаковой П.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение решения суда первой инстанции, не установлено, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
кассационную жалобу ответчика- администрации Тальменского района Алтайского края на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 22 апреля 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: