Судья Завьялова И.С. Дело № 33-5324/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Варнавского В.М.
судей Дмитриевой О.С., Кавуновой В.В.
с участием прокурора Шукуровой Н.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам ответчика Министерства финансов Российской Федерации и третьего лица Прокуратуры Алтайского края на решение Залесовского районного суда Алтайского края от 06 апреля 2011 года по иску Котова В.В. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю о компенсации морального вреда в связи с реабилитацией.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Котов В.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным осуждением, в размере 800 000 рублей.
В обоснование требований ссылался на то, что в его отношении 21 августа 2004 года возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, статье 119 Уголовного кодекса Российской Федерации по фактам покушения на убийство и угрозы убийством, 23 августа 2004 года избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Приговором суда от 14 мая 2005 года он осужден по части 3 статьи 30, статье 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, он взят под стражу в здании суда, по статье 119 Уголовного кодекса Российской Федерации истец оправдан, кассационная инстанция оставила приговор без изменения, исключив указание на совершение преступления по мотивам мести. В дальнейшем на основании постановления судьи Верховного суда Российской Федерации о возбуждении надзорного производства Президиум Алтайского краевого суда 18 декабря 2007 года отменил приговор и определение судебной коллегии с направлением дела на новое рассмотрение в Заринский районный суд, мера пресечения продлена. Приговором Заринского районного суда от 14 мая 2008 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда, Котов В.В. оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступлений, предусмотренных статьей 119 и частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации за отсутствием в действиях состава преступления, он освобожден из под стражи в здании суда, за ним признано право на реабилитацию. Таким образом, истец 2 года и 5 месяцев незаконно отбывал наказание в колонии строгого режима, перенес сильные нравственные и физические страдания, утратил веру в правосудие, переживал разрыв с женой и детьми, не смог присутствовать на похоронах отца. Нравственные страдания выразились в том, что, осознавая свою невиновность, Котов В.В. вынужден был находиться в статусе обвиняемого и осужденного, участвовать в судебных разбирательствах по незаконному обвинению. В результате выполнения тяжелой работы во время отбывания наказания у истца возник ряд заболеваний: грыжа межпозвоночных дисков, грибок пальцев ног, после освобождения он перенес две операции, ему установлен третья группа инвалидности.
Решением Залесовского районного суда от 06 апреля 2011 года иск Котова В.В. удовлетворен частично, в его пользу с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация морального вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением в размере 400 000 рублей, судебные расходы - 12 000 рублей.
В остальной части иска отказано, в удовлетворении требований к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю отказано.
В кассационной жалобе ответчик Министерство финансов Российской Федерации просит об отмене решения суда, поскольку само по себе право на реабилитацию автоматически не порождает наличие вреда, истец не представил доказательства, подтверждающие нравственные и физические страдания. Вывод суда о то, что разлука с семьей негативно сказалась на моральном и психологическом состоянии Котова В.В., необоснован, судебную экспертизу на предмет определения степени нравственных страданий и причинно-следственной связи между ними и незаконным осуждением суд не назначал. Котов В.В. вину с совершении преступлений не признавал, то есть, зная о своей невиновности, истец не должен был испытывать нравственные страдания, поскольку привлечение к уголовной ответственности в силу статьи 49 Конституции Российской Федерации не свидетельствует о виновности лица. Также суд не установил причинно-следственную связь между имеющимися у истца заболеваниями, инвалидностью и незаконным уголовным преследованием. В суд представлены недостоверные доказательства несения истцом расходов на оплату услуг представителя (справка об оказании юридических услуг), тогда как внесение денежных средств за оплату труда адвоката должно подтверждаться квитанцией к приходному кассовому ордеру.
Кассационная жалоба третьего лица Прокуратуры Алтайского края содержит просьбу об отмене решения суда на том основании, что суд не учел требования статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяя размер компенсации морального вреда. Также суд не обратил внимания, что истец оправдан за недостататочностью доказательств совершения им преступления, а не связи с тем, что он этого преступления не совершал.
В возражениях на жалобы Котов В.В. просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб (часть 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), выслушав прокурора Шукурову Н.Л., истца Котова В.В., судебная коллегия оставляет кассационные жалобы без удовлетворения.
Статьей 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено возмещение вреда, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности.
В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если он причинен в результате указанных действий.
Порядок определения размера компенсации морального вреда установлен статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает учет характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также требования разумности с справедливости.
Из материалов дела следует, что Котов В.В. был незаконно осужден, в связи с чем 2 года и 5 месяцев незаконно отбывал наказание в виде лишения свободы в колонии строгого режима, во время предварительного следствия с него была взята подписка о невыезде, что само по себе не могло не причинить истцу нравственные страдания, связанные как с фактом незаконного уголовного преследования, так и незаконного содержания под стражей в течение столь продолжительного срока.
Нравственные страдания истца в любом случае выражались в отсутствии возможности выбирать место пребывания и жительства, находится с супругой и детьми. Более того, сам факт незаконного обвинения и осуждения за совершение особо тяжкого преступления свидетельствует о причинении истцу нравственных страданий, выраженных в неверии в правосудие.
Определенный судом размер компенсации морального вреда, по мнению кассационной инстанции, требованиям разумности и справедливости не противоречит, с учетом обстоятельств данного конкретного дела его нельзя признать завышенным, как настаивают ответчик и третье лицо.
Доводы жалобы о недоказанности причинения истцу нравственных страданий не принимаются во внимание по изложенным выше основаниям, назначение судебной экспертизы для установления факта причинения нравственных страданий, вопреки доводам жалобы, обязательным не является.
Тот факт, что истец не подтвердил причинно-следственную связь между физическими страданиями (возникшими заболеваниями) и незаконным осуждением, не является основанием для отмены решения суда, так как те нравственные страдания, которые претерпел истец, могут явиться основаниями для взыскания компенсации морального вреда в определенном районным судом размере.
Согласно приговору суда от 14 мая 2008 года Котов В.В. оправдан в связи с отсутствием в деяниях состава инкриминируемых ему преступлений, то есть по реабилитирующим основаниям, поэтому причиненный истцу моральный вред подлежит возмещению. Доводы жалобы прокуратуры о том, что истец оправдан в связи с недостаточностью доказательств совершения преступлений, правового значения для разрешения настоящего гражданского спора не имеют.
Доводы жалобы Министерства финансов Российской Федерации о том, что, осознавая свою невиновность, Котов В.В. не мог испытывать нравственные страдания в связи с незаконным осуждением, нельзя признать состоятельными. Напротив, осознавая невиновность, Котов В.В. испытывал еще большие переживания, связанные с неверием в справедливый суд.
Расходы на оплату услуг представителя взысканы в пользу истца с соблюдением требований статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, эти расходы подтверждаются квитанциями к приходно-кассовому ордеру (8 000 рублей) и справкой соответствующего адвокатского образования (4 000 рублей), оснований для признания этого доказательства недопустимым не усматривается.
Таким образом, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, Прокуратуры Алтайского края на решение Залесовского районного суда Алтайского края от 06 апреля 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: