Судья Веденеева Г.Н. Дело № 33-5871/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Блинова В.А., Посох Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснощековском районе Алтайского края
на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 26 мая 2011 года
по делу по иску Ельчаниновой Надежды Петровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснощековском районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Посох Л.В., судебная коллегия
установила:
Ельчанинова Н.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Краснощековском районе Алтайского края, с учетом уточнений просила признать незаконным и отменить решение ответчика об отказе ей в назначении досрочной пенсии по старости, включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период работы с 01 декабря 1974 года по 21 августа 1975 года в качестве пионервожатой в Краснощековской восьмилетней школе, период обучения в Горно-Алтайском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1975 года по 15 августа 1980 года, период работы в качестве комсорга по группе средних школ Краснощековского райкома ВЛКСМ с 21 октября 1985 года по 28 августа 1986 года и периоды работы в качестве руководителя кружков в Краснощековском районном Доме пионеров с 04 апреля 1983 года по 21 октября 1985 и с 25 августа 1986 года по 26 августа 1993 года, признать за ней право на досрочную пенсию по старости с момента обращения в суд.
В обоснование требований указала, что она 21 июля 2009 года обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако ответчик отказал в назначении данной пенсии, определив, что специальный стаж составляет 18 лет 03 месяца 06 дней, а не 25 лет. Отказ обусловлен невключением в стаж вышеуказанных периодов со ссылкой на соответствующие Списки, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в которых указанные должности не предусмотрены. Однако согласно действовавшему ранее Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, в стаж работы по специальности засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность; работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, работа по специальности во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах. При этом согласно п.3.2 Инструктивного письма от 30.06.1986 года № 1-63-И к работе по специальности относится работа во внешкольных детских учреждениях, в том числе работа в качестве руководителя кружка. С учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года № 2-П, она имеет право на включение в специальный стаж вышеуказанных периодов.
Решением Краснощековского районного суда Алтайского края от 26 мая 2011 года исковые требования удовлетворены частично.
Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснощековском районе Алтайского края обязано включить в трудовой стаж Ельчаниновой Н.П., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с 01 декабря 1974 года по 21 августа 1975 года в качестве пионервожатой в Краснощековской восьмилетней школе, период обучения в Горно-Алтайском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1975 года по 15 августа 1980 года, период работы в качестве комсорга по группе средних школ Краснощековского райкома ВЛКСМ с 21 октября 1985 года по 28 августа 1986 года.
За Ельчаниновой Н.П. признано право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Краснощековском районе Алтайского края обязано назначить Ельчаниновой Н.П. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований, взыскать с истицы расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы, указывая на то, что в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, должность «руководитель кружка» не указана. Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Списком, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463, Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 № 1067, включение периодов работы в комсомольских органах, а также время обучения в педагогическом институте не предусмотрено. Положение, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 года № 1397, подлежит применению лишь в том случае, если на дату его отмены выработано не менее 16 лет 08 месяцев специального стажа, однако трудовой стаж истицы на данную дату был менее указанной продолжительности, а потому не имеется оснований для включения в стаж периодов работы в комсомольских органах, а также времени обучения в педагогическом институте. Согласно разъяснению, утвержденному постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003г. № 70, если на дату отмены акта специальный стаж не выработан, применению подлежат нормативно-правовые акты, действующие на день установления трудовой пенсии по старости.
В возражениях на жалобу истица просит оставить жалобу без удовлетворения, а решение суда- без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 21 июля 2009 года Ельчанинова Н.П. обратилась в ГУ -УПФ РФ в Краснощековском районе с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно по ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ГУ-УПФ РФ в Краснощековском районе от 27 июля 2009 года № 78 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что на дату обращения педагогический стаж Ельчаниновой Н.П. составляет 18 лет 03 месяца 06 дней. При этом в педагогический стаж истицы не были включены периоды работы в качестве пионервожатой в Краснощековской средней школе с 01 декабря 1974 года по 21 августа 1975 года, период обучения в Горно-Алтайском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1975 года по 15 августа 1980 года, период работы в качестве комсорга по группе средних школ Краснощековского райкома ВЛКСМ с 21 октября 1985 года по 28 августа 1986 года.
Разрешая исковые требования Ельчаниновой Н.П., суд обоснованно исходил из того, что подтверждаемые материалами дела периоды обучения в Горно-Алтайском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1975 года по 15 августа 1980 года, работы пионервожатой в Краснощековской восьмилетней школе с 01 декабря 1974 года по 21 августа 1975 года и комсоргом по группе средних школ Краснощековского райкома ВЛКСМ с 21 октября 1985 года по 28 августа 1986 года подлежат включению в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
Положения ст.ст. 1, 2, 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства России, действовавшего на момент приобретения права.
В спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктами 1, 2 которого предусматривалось, что учителям, другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых; время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Несмотря на то, что действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, которым утверждены Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений для назначения досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не предусмотрено включение таких периодов в трудовой стаж, ответчик не вправе был отказывать истцу во включении спорных периодов в льготный стаж.
Согласно п. 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 время работы, указанной в п.п. 1, 2 и 3 данного Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. По смыслу нормативного акта указанное соотношение педагогической деятельности и иных периодов оценивается на момент обращения гражданина за назначением пенсии, а не на момент утраты силы названного постановления.
Анализируя пенсионное законодательство, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал, что несовместимо с положениями ряда статей Конституции Российской Федерации придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях.
С учетом этого, Разъяснение, на которое ссылается ответчик, утвержденное постановлением Минтруда и социального развития России от 17.10.2003 г. № 70, как противоречащее вышеуказанным нормативно-правовым актам и их конституционно-правовому смыслу, не может применяться для ограничения права граждан на пенсионное обеспечение.
Поскольку на момент обращения с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии по старости у Ельчаниновой Н.П. было отработано 2/3 необходимого стажа (более 16 лет и 8 мес.) без включения спорных периодов, и, как до обучения, так и после окончания обучения, имела место педагогическая деятельность, периоды прохождения учебы, работы пионервожатой и комсоргом подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы.
Ввиду того, что с учетом вышеуказанных периодов педагогический стаж истицы на 21 июля 2009 года (дату обращения к ответчику за назначением трудовой пенсии) составил менее 25 лет, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении пенсии.
При этом на дату обращения в суд педагогический стаж истицы составил более 25 лет, в связи с чем исковое требование о признании за Ельчаниновой Н.П. права на досрочную трудовую пенсию с даты обращения в суд, то есть с 11 апреля 2011 года, подлежит удовлетворению.
Однако суд, удовлетворяя иск о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в нарушение п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25, не указал, с какого времени ответчик обязан назначить истице пенсию.
В связи с чем судебная коллегия полагает возможным дополнить абзацы третий и четвертый резолютивной части решения суда словосочетанием «с 11 апреля 2011 года».
Требование ответчика в кассационной жалобе о взыскании с истицы расходов по уплате государственной пошлины при подаче жалобы удовлетворению не подлежит в силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку жалоба оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснощековском районе Алтайского края на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 26 мая 2011 года оставить без удовлетворения.
Дополнить абзацы третий и четвертый резолютивной части решения суда словосочетанием «с 11 апреля 2011 года».
ПредседательствующийСудьи