Итоговый документ суда



Судья Зенченко В.Н. Дело №33-5819/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 июля 2011 г. г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Вишняковой С.Г.,

судей Мжельской Г.А., Терентьевой В.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Зональном районе Алтайского края на решение Зонального районного суда Алтайского края от 05 мая 2011 г. по делу по иску

Кречетовой О.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Зональном районе Алтайского края о признании права на установление трудовой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кречетова О.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Зональном районе Алтайского края, просила признать незаконным решение от 21 марта 2011 г. №146 об отказе в назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ; возложить на ответчика обязанность зачесть в специальный трудовой стаж период отпуска по уходу за ребенком с <…> г. по <…> г.; признать право на получение пенсии с момента обращения за ее установлением.

В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что она с <…> г. работала <…>. Так как в период с <…> г. по <…> г. работала <…> в <…>, то считает, что право на пенсию по старости у нее возникло в январе 2011 г., в связи с чем обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Зональном районе Алтайского края в январе 2011 г. Сотрудник данного органа Е. сообщила, что право на пенсию не возникло, поскольку период ухода за ребенком не входит в специальный трудовой стаж. Так как письменный ответ на обращение дан не был, истица 04 марта 2011 г. повторно обратилась с письменным заявлением, и 02 апреля 2011 г. получила решение об отказе в установлении пенсии, в котором указано, что на дату обращения за назначением пенсии ее стаж работы в должностях и учреждениях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по нормам подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», составляет менее 25 лет. Данное решение Кречетова О.Ф. считает незаконным. Поскольку она находилась в отпуске по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 №3543-1, то пенсионный орган обязан включить данный отпуск в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию как педагогическому работнику (специальный стаж). Отпуск был предоставлен 10 ноября 1990 г., поэтому Кречетова О.Ф. рассчитывала на то, что он в полном объеме будет включен в специальный трудовой стаж.

В судебном заседании истица и ее представитель Щегловская Г.Н., уточнив исковые требования, просили признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Зональном районе Алтайского края от 21 марта 2011 г. №146 об отказе в установлении пенсии; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право Кречетовой О.Ф. на установление досрочной трудовой пенсии по старости, период отпуска по уходу за ребенком с 10 ноября 1990 г. по 05 июля 1993 г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13 по 18 декабря 1993 г. и с 16 по 22 февраля 2000 г.; возложить на ответчика обязанность назначить Кречетовой О.Ф. трудовую пенсию с 13 января 2011 г.

Решением Зонального районного суда Алтайского края от 05 мая 2011 г. исковые требования Кречетовой О.Ф. удовлетворены.

Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Зональном районе Алтайского края от 21 марта 2011 г. №146 об отказе в установлении пенсии.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Зональном районе Алтайского края возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право Кречетовой О.Ф. на установление досрочной трудовой пенсии по старости, период отпуска по уходу за ребенком с <…> г. по <…> г., периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <…> по <…> г. и с <…> по <…> г.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Зональном районе Алтайского края возложена обязанность назначить Кречетовой О.Ф. трудовую пенсию с 13 января 2011 г.

В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, в специальный трудовой стаж подлежат включению периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 г., то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР»; в специальный стаж работы Кречетовой О.Ф. подлежит включению только период отпуска по уходу за ребенком до 06 октября 1992 г., а период указанного отпуска с 06 октября 1992 г. подлежит зачету не в льготный, а в общий трудовой стаж. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации также не могут быть засчитаны в специальный стаж в соответствии с положениями Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Зональном районе Алтайского края Соломонова Е.С., поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона (для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, сын истицы родился 10 ноября 1990 г. На момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком 10 ноября 1990 г. действовавший закон предусматривал зачет этого времени в стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии, то есть право истицы возникло до введения нового правового регулирования, поэтому оно должно быть реализовано.

Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 г., предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

При этом в период нахождения Кречетовой О.Ф. в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», п.2 которого предусматривал, что с 01 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В связи со вступлением в силу с 06 октября 1992 г. Закона РФ от 25 сентября 1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» в ст.167 КЗоТ РСФСР были внесены изменения и период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Однако указанные изменения вступили в силу только с 06 октября 1992 г., то есть после ухода Кречетовой О.Ф. в отпуск по уходу за ребенком (с <…> г.), поэтому окончание указанного периода за пределами допустимого срока не может рассматриваться как обстоятельство, позволяющее разделить период на части до и после внесения изменений, в данном случае должен засчитываться в целом весь период.

Таким образом, учитывая, что статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Аналогичные разъяснения содержатся в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Согласно разъяснениям Государственного комитета СССР по труду и социальным вопроса и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. №23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время частично оплачиваемого «отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе, в частности, при назначении государственных пенсий.

Таким образом, вывод суда о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <…> г. по <…> г. судебная коллегия находит правомерным.

В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения Кречетовой О.Ф. на курсах повышения квалификации с <…> по <…> г. и с <…> по <…> г. подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Зонального районного суда Алтайского края от 05 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Зональном районе Алтайского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200