Судья Изембаев Р.Н. Дело № 33-6038/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 июля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Ермакова Э.Ю.,
судей Котликовой О.П., Мокрушиной В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца Хабаровой М.Т. на решение Угловского районного суда Алтайского края от 7 февраля 2011 года по делу по иску
Хабаровой М.Т. к администрации Угловского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Ермакова Э.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Хабарова М.Т. обратилась в суд с иском к администрации Угловского района Алтайского края, в котором просила отменить как незаконное постановление администрации Угловского района Алтайского края от 3 декабря 2010 года № 507 об отказе ей в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика поставить ее на учет с 3 декабря 2010 года как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на следующие доводы и обстоятельства.
Она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, а потому имеет право на социальную льготу по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета один раз в случае признания нуждающейся в улучшении жилищных условий. Своего жилья у нее нет. Решением комиссии при администрации Угловского района от 1 декабря 2010 года ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением главы администрации Угловского района от 3 декабря 2010 года указанное решение комиссии было утверждено. В качестве основания для отказа ответчик сослался на ст.ст.50, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и то обстоятельство, что она проживает в жилом доме дочери, на нее приходится более 12 кв.м. площади. Однако при этом не учтено, что меры социальной поддержки в соответствии с подп.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» предоставляются лицам, не имеющим жилья и независимо от их имущественного положения, и в силу подп.2 п.3 того же Федерального закона учетная норма жилья, предоставляемого членам семьи умершего участника, инвалида Великой Отечественной войны, равна 36 кв.м., и именно эта норма должна учитываться при решении вопроса о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Она после смерти мужа в повторный брак не вступала.
Решением Угловского районного суда Алтайского края от 7 февраля 2011 года в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истица просила решение отменить, продолжая настаивать на вышеуказанных доводах, дополнительно указывая на то, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что она проживает в жилом доме, не принадлежащем ей на праве собственности, и не по договору социального найма. Правом установления учетной нормы жилья органы местного самоуправления наделены только в случае предоставления жилья по договору социального найма. В оспариваемом постановлении отсутствуют указания на причины отказа в принятии на учет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Положениями п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ч.ч.1,2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с подп.4 п.1, подп.3 п.2 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу п.2 ч.1 которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Хабарова М.Т. является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, ей также не были представлены документы, подтверждающие её право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем отказ в постановке ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и оспариваемое постановление признаны законными.
Судебная коллегия признает указанные суждения обоснованными, объективно подтверждающимися совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, получивших в решении надлежащую правовую оценку.
Как усматривается из материалов дела, истица действительно является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в доме, расположенном по адресу: ул. «…», совместно со своей дочерью К.
Указанное жилое помещение имеет общую площадь «…» кв.м. и принадлежит на праве собственности К., что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от 15 ноября 2010 года, справкой администрации Симоновского сельсовета Угловсого района Алтайского края от 13 ноября 2010 года, а также справкой Угловского производственного участка Рубцовского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по Алтайскому краю.
В доме зарегистрированы 2 человека: К. и Хабарова И.Т. (последняя- с 23 декабря 1998 года), что указано в выписке из домовой книги от 15 ноября 2010 года.
Приведенные обстоятельства в кассационной жалобе не оспариваются.
В соответствии с ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки (подп. «а» п.11 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Истица не ставила под сомнение тот факт, что проживает совместно с дочерью в качестве члена ее семьи.
Поскольку общая площадь жилого помещения составляет «…» кв.м., в рассматриваемой ситуации на одного члена семьи собственника приходится по «…» кв.м., что превышает учетную норму в 12 кв.м., установленную решением Угловского районного Совета депутатов от 18 июля 2008 года № 42.
Постановлением администрации Угловского района Алтайского края от 3 декабря 2010 года № 507 «Об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» утверждено решение комиссии по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов при администрации Угловского района от 1 декабря 2010 года в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и Хабаровой М.Т. отказано в постановке на такой учет.
Следовательно, суд первой инстанции не имел правовых оснований для признания незаконным названного постановления.
Положениями подп.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» не устанавливается норма площади жилья, необходимая для проживания вдовы ветерана Великой Отечественной войны (т.е. не учетная норма), а прописан порядок определения объема средств, предусмотренного в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем. При этом учитываются общая площадь жилья 36 квадратных метров и средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
Ссылка истицы на отсутствие в оспариваемом постановлении указания на причины отказа в принятии на учет несостоятельна, поскольку данным постановлением утверждено решение комиссии по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов при администрации Угловского района от 1 декабря 2010 года об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором истице отказано в принятии на учет на основании п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.к. она обеспечена жилой площадью более учетной нормы, является членом семьи собственника жилого помещения, а также представила документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся.
Согласно п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Довод кассационной жалобы, касающийся судебных расходов, не основан на законе, так как в соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы возмещаются стороне, в пользу которой состоялось судебное решение. В данном случае решение принято не в пользу истицы.
Всем иным доводам кассационной жалобы в решении районного суда дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение решения суда первой инстанции, не установлено, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Угловского районного суда Алтайского края от 7 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца Хабаровой М.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: