Итоговый документ суда



Судья Савина И.А.                    Дело № 33-5776

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 июля 2011г. Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Чубукова С.К.

судей Храмцовой В.А., Зацепина Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе  представителя Пуртова А.А. Ненашева С.Г. на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 17 мая 2011г. дело по иску

Сидоровой Г.В., Мартыновой Т.В. к Пуртову А.А. о взыскании суммы неосновательного обогащения.    

          Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Сидорова Г.В.,  Мартынова Т.В.  обратились  в  Железнодорожный районный суд г.Барнаула, с учетом уточнения,  с иском  к  Пуртову А.А., в котором просили  взыскать с Пуртова А.А. в  счет  возмещения стоимости неосновательного обогащения в пользу:   Сидоровой  Г.В.- (….) рублей; Мартыновой  Т.В. - (…..) рублей,  ссылаясь в обоснование своих требований на то, что 07.06.2010г. между  Д.Н.Д.,  приходящейся  матерью истцам, в лице представителя  В.В.А., действующего по нотариально удостоверенной  доверенности, и Пуртовым А.А. был подписан договор пожизненного  содержания с иждивением. Согласно этому договору  Д.Н.Д. передает  в собственность  Пуртова  А.А. квартиру, расположенную по адресу: (……), а Пуртов А.А. обязуется пожизненно содержать Д., обеспечивая ей необходимую  помощь, сохранив за ней  право бесплатного пожизненного пользования указанной квартирой.

11.06.2010г. Дегтярева умерла. Вместе с тем, указанный договор был зарегистрирован в Управлении  Федеральной  службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 17.06.2010г.

В силу ст. 584 ГК РФ договор ренты подлежит  нотариальному  удостоверению, а договор, предусматривающий  отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации.

В соответствии с п.1 ст. 596 ГК РФ пожизненная рента может быть установлена на период жизни  гражданина, передающего  имущество под выплату ренты.

Договор, устанавливающий пожизненную ренту  в пользу гражданина, который умер  к моменту заключения  договора, ничтожен.

В силу ст. 601 ГК РФ к договору пожизненного содержания с иждивением применяются правила  о пожизненной ренте.

Поскольку Д.Н.Д. умерла к моменту  заключения указанного договора, указанный договор следует считать ничтожным. Следовательно,  Пуртов А.А., зарегистрировав за собой право собственности на спорную квартиру, приобрел имущество по  ничтожной сделке, тем самым неосновательно обогатился.

Они - истцы, являются дочерями умершей Д.Н.Д., следовательно,  наследниками первой очереди по закону наследства, открывшегося  после смерти их матери. В установленный законом срок они обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Других наследников  по закону и завещанию не имеется.

Учитывая положения о недействительности сделок, квартира по адресу: (……) должна быть включена  в наследственную массу,  открывшуюся  после смерти Д.Н.Д.

В настоящее время квартира, расположенная по ул. (…..) принадлежит на праве собственности  К.Л.К.,  согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество.

Исходя из положений ст.1102,1105 ГК РФ с Пуртова А.А., как неосновательно обогатившегося за счет наследников спорного имущества,  полежит взысканию  действительная стоимость квартиры, которую они, истцы, оценивают в размере (……) рублей.

С учетом изложенного, истцы просят взыскать с Пуртова А.А. в их пользу (….) рублей, по (…..) рублей  каждому.

Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 17 мая 2011г. исковые требования   удовлетворены.

      Взыскана с Пуртова А.А.  в пользу Мартыновой    Т.В.  сумма  неосновательного обогащения в размере  (…..) рублей.

         Взыскана с Пуртова А.А.  в пользу Сидоровой  Г.В.  сумма  неосновательного обогащения в размере  (……) рублей.

        Взысканы с Пуртова А.А. в пользу: Сидоровой  Г.В., Мартыновой  Т.В.  расходы по оплате государственной  пошлине в размере (…..) рублей, по (….) рублей каждому истцу.

Представитель Пуртова А.А. Ненашева С.Г. в кассационной жалобе просит решение отменить, отказать истцам в иске, ссылаясь на то, что данный договор в силу не подлежал государственной регистрации, поскольку последнее относится к объектам, определенных в ст.556,560 ГК РФ.

В отзыве на кассационную жалобу Мартынова Т.В. просит решение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, полагая, что решение является законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения Пуртова А.А., его представителя Ненашева С.Г., представителя истцов Стребко М.В., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела усматривается, что 07 июня 2010г.  Д.Н.Д., именуемая получателем  ренты, в лице представителя В.В.А., действующего по доверенности, удостоверенной нотариусом, и Пуртов А.А.,   именуемый  плательщиком ренты, заключили договор о нижеследующем:  Д.Н.Д., в лице представителя  В.В.А., по настоящему договору  пожизненного содержания  с иждивением передала бесплатно в собственность Пуртова А.А.  принадлежащую ей по праву собственности квартиру №* находящуюся  по адресу: (…..)(п.1).

Данный договор удостоверен нотариусом К.Л.Н. 07.06.2010г.  (л.д. 115-116). Регистрация  договора  пожизненного содержания с иждивением  произведена 17.06.2010г., что подтверждается выданным 17 июня 2010г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю свидетельством о государственной регистрации права (л.д.59).

Д.Н.Д., получатель ренты,  умерла  11  июня 2010г., что подтверждается свидетельством о смерти, т.е до регистрации договора  (л.д.14).

        В соответствии  со ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее ГК РФ) договор  вступает в силу  и становится обязательным  для сторон с момента его заключения.

       Моментом  заключения договора, подлежащего государственной регистрации, является момент  его регистрации (п.3 ст.433 ГК РФ).

        Согласно  ст. 583 ГК РФ по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренты  в виде определенной денежной суммы либо предоставление  средств на его содержание в иной форме.

        В силу ст.584  ГК РФ договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а  договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации.

         Пункт 3 ст.596 ГК РФ  договор, устанавливающий  ренту в пользу гражданина, умершего к моменту  заключения  договора, ничтожен.

          В соответствии с п.2 ст.601 ГК РФ к договору пожизненного содержания с иждивением применяются правила  о пожизненной ренте, если иное не  установлено правилами настоящего параграфа.          

     Таким образом, из приведенных выше правовых норм следует, что поскольку  договор пожизненной ренты  (пожизненного содержания с иждивением) подлежит государственной регистрации, то права и обязанности по нему возникают  у сторон именно с этого момента.  В случае, когда  предусмотренное законом обязательное  требование о государственной   регистрации  договора не соблюдено, такой договор не имеет  юридической силы  и не может иметь никаких юридических последствий.

         Вывод суда о том, что поскольку на момент регистрации  договора от 07.06.2010г., Д.Н.Д. уже умерла,  то  в силу ст. 596 п.3 ГК РФ договор, устанавливающий  ренту в пользу Д.Н.Д., ничтожен, является правильным.    

Принимая решение, суд не ссылался на п.3 ст.396 ГК РФ, поэтому довод жалобы в этой части является несостоятельным.

Доводы кассационной жалобы, касающиеся вышеизложенного, не могут быть приняты во внимание, так как представителем  ответчика неправильно толкуются норма права.

Иные доводы кассационной жалобы в данном случае не имеют правового значения.

Руководствуясь ч.1 ст.347, ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Кассационную жалобу  представителя Пуртова А.А. Ненашева С.Г. на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 17 мая 2011г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200