О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Поповой Н.П. .
судей: Посох Л.В., Блинова В.А.
с участием прокурора Неудахина С.Б.
рассмотрела в открытом заседании по кассационному представлению прокурора г.Бийска
на решение Восточного районного суда г.Бийска Алтайского края
от 17 мая 2011 года дело по иску прокурора г.Бийска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ново плюс» о признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр, возложении обязанности по прекращению данной деятельности.
Заслушав доклад судьи Блинова В.А., Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г.Бийска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Ново плюс» о признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр под видом бестиражной лотереи «Слот-Лото» проводимой в нежилом помещении площадью *кв.м, расположенное на первом этаже многоквартирного дома по ул.*, г.*, Алтайского края с использованием в качестве лотерейного оборудования модифицированных игровых автоматов с демонтированными купюроприемниками, о возложении обязанности по прекращению данной деятельности на территории г. Бийска Алтайского края.
В обоснование своих требований прокурор указал, что при проведении проверки деятельности лотерейного клуба «Пирамида» ООО «Ново Плюс», расположенного по ул.*, г.*, Алтайского края, было выявлено, что фактически в названном клубе осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием электронно-механического оборудования, действующего по принципу игрового автомата. Истец полагает, что ответчиком осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр посредством сокрытия игрового процесса на игровом автомате под видом проведения муниципальной бестиражной лотереи «Слот-Лото», что является нарушением требований пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории г. Бийска Алтайского края.
Решением Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края от 17 мая 2011 года прокурору отказано в удовлетворении иска в полном объеме.
В кассационном представлении прокурор г. Бийска просит данное решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая на то, что представленными доказательствами доказано, что ответчик незаконно организовал и проводит на территории г. Бийска азартные игры с использованием переделанных игровых автоматов соединенных с лотерейным терминалом под видом проведения бестиражной лотерей «Слот-Лото», что фактически лотереи не продавались, а лица, оплатив их стоимость, фактически делали ставки, дававшие им право принять участие в игре лица в результате неправильного толкования применения норм материального права, что суд ошибочно признал, что совершаемая ответчиком деятельность являлась продажей лотерейных билетов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и выслушав объяснения представителей ответчика, возражавших против удовлетворения представления, заключение прокурора, просившего об удовлетворении представления, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене, так как судом были допущены ошибки в определении обстоятельств имеющих значение, что повлияло на исход рассмотрения дела.
При разрешении данного дела суд правомерно руководствовался положениями Федеральных законов «О лотереях» и «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и нормативных актов регламентирующих их применение.
Из материалов дела видно, что *г. Администрацией г.Бийска принято постановление №* «О выдаче разрешения на проведение негосударственной муниципальной бестиражной лотереи «Слот-Лото». В соответствии с данным постановлением *г. Администрацией г.Бийска ООО «Ново Плюс» выдано разрешение №* на проведение названной лотереи на период с *г. по *г..
В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона «О лотереях» бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Прокурором в обоснование иска представлены суду материалы проведенной проверки деятельности ответчика по проведении бестиражной лотереи «Слот-Лото» из которых видно, что под видом лотереи ответчиком организовано проведение и проводятся азартные игры с использованием игровых автоматов, что указанная деятельность имеет место без выдачи лицензии в запрещенном месте, что является незаконной предпринимательской деятельностью по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов без соответствующей лицензии вне игровой зоны, что приобретая в соответствии с условиями проводимой лотереи талоны-квитанции, а не лотерейные билеты, посетители клуба фактически делали ставки для участия в азартной игре, а затем участвовали в игре на игровых автоматах, которые представлялись как лотерейное оборудование.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия ответчика по проведению бестиражной лотереи "Слот-Лото" не попадают под действие Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Такой выводом суда является преждевременным, поскольку он основан на непроверенных обстоятельствах имеющих значение для правильного разрешения дела.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О лотереях", лотерея - игра, которая осуществляется в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей по условиям лотереи. Договор между организатором лотереи и ее участником заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Бестиражной лотереей, является лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до начала их распространения среди участников лотереи.
При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет (абзац 3 части 2 статьи 3 Федерального закона "О лотереях").
Для того чтобы определить, является ли приобретенный лотерейный билет бестиражной лотереи выигрышным, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона "О лотереях" необходимо выявить нанесенные на игровое поле скрытые символы и надписи и сопоставить выявленную информацию с условиями розыгрыша призового фонда лотереи.
Из анализа указанных правовых норм следует, что участник бестиражной лотереи идентифицируется до проведения розыгрыша путем приобретения персонифицированного документа (лотерейного билета), который в момент производства (изготовления билета) определяется как выигрышный или невыигрышный.
При этом применение лотерейного оборудование при проведении бестиражной лотереи законом не допускается, поскольку принцип действия лотерейного оборудования основан на принципе случайного определения выигрышей после распространения среди участников лотереи соответствующих билетов, в то время как при проведении бестиражной лотереи все выигрышные лотерейные билеты определены уже на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи.
Из материалов дела следует, что деятельность ООО "Новоплюс" по распространению билетов бестиражной лотереи "Слот Лото" не соответствует указанным выше требованиям Федерального закона "О лотереях".
В соответствии с условиями названной лотереи и материалов проверки деятельности клуба, посетителю лотерейного клуба после внесения денежной суммы передавался не лотерейный билет, а лотерейный купон, который изготавливался непосредственно в помещении клуба в момент передачи денег на оборудовании находящемся в клубе. Выдаваемый купон не содержит скрытых знаков, определяющих выигрышность проданного купона, какие должен содержать лотерейный билет. Выигрыш участника непосредственно после внесения платы за билет не определяется, а определяется в момент игры на лотерейном оборудовании, которое через имеющееся устройство считывает с вставленного в него купона сведения не только о номере квитанции, но и о размере произведенной оплаты и предоставляет возможность принять участие в производстве розыгрыша. При этом, выигрыш соответствующей той или иной квитанции определяется в процессе совершаемых участникам на аппарате комбинаций.
Указанное оборудование не производит учета времени его эксплуатации, совершенных операций по розыгрышу и поступивших и выплаченных сумм, то есть не позволяет проверить наличие гарантированных условиями лотереи выплат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что представленные прокурором доказательства о том, что услуги по распространению и проведению бестиражной лотереи "Слот Лото" лотерейным клубом «Пирамида ООО "Ново плюс" предоставляются гражданам путем организации и проведения азартных игр с использованием игровых автоматов, завуалированную под деятельность лотерейного клуба, а лотерея используется в качестве способа внесения ставки в азартной игре не опровергнуты.
Вывод суда первой инстанции о том, что лотерейное оборудование, находящееся в помещении клуба «пирамида» ООО "Ново плюс" по своим техническим характеристикам и программному обеспечению не имеет иных недекларированных возможностей, а следовательно, не может быть расценено в качестве игровых автоматов, является не основанным на материалах дела.
Из имеющейся в деле копии протокола исследования по месту нахождения десяти лотерейных терминалов и локального лотерейного сервера (т.* л.д.*) следует, что представленное оборудование предназначено для использования в качестве лотерейного оборудования при проведении бестиражной лотереи В ОБЫЧНОМ РЕЖИМЕ. Что в этом случае, при проведении розыгрыша призового фонда …..(нечитаемо) образом определяется только номер электронной квитанции приобретенной участником лотереи.
Согласно пункта 14 статьи 2 Федерального закона "О лотереях", под лотерейным оборудованием понимается оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.
Под игровым автоматом понимается игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункт 18 статьи 4 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Главными отличиями лотерейных и игровых автоматов являются их предназначение и фактическое, использование. Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша. Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры, их функции ограничены продажей лотерейных билетов и выдачей денежного приза по выигрышным билетам.
Из материалов проверки и пояснений представителя ответчика следует, что оборудование помимо номера квитанции считывает и размер оплаченной суммы, которая не соответствует стоимости билет в 0,2 рубля.
Признавая иск не обоснованным, суд между тем надлежаще не проверил и не оценил основанные на материалах проверки доводы истца о том, что в клубе «Пирамида» ООО "Ново плюс" на "лотерейном оборудовании" проводится игра, целью которой является получение выигрыша, который определяется случайным образом, что является признаком игрового автомата, а не лотерейного.
Как видно из материалов дела (т.* л.д.*) лотерейное оборудование эксплуатируемое ответчиком визуально воспроизводит игровой автомат, работает по аналогичному игровому автомату принципу.
Наличие сертификатов производителя соответствия аппаратно-программного комплекса оборудования используемого ответчиком, лишь свидетельствует о возможности его использования для розыгрыша лотереи в ОБЫЧНОМ РЕЖИМЕ, но не исключает возможность его применения в качестве игрового оборудования. Электронные видеотерминалы по своему устройству являются модифицированными игровыми автоматами с демонтированными купюроприемниками.
Согласно письму Минфина России от 7 апреля 2008 года N 05-03-08/19 "Деятельность по организации азартных игр", игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.
Доказательств того, что используемое ООО "Ново плюс" "лотерейное оборудование" не имеет центрального блока управления, содержащего игровую программу, и не может использоваться в качестве игрового оборудования, суду, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком представлено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о необоснованности заявленного иска преждевременными, а решение, как не отвечающее требованиям законности и обоснованности - подлежащим отмене.
Поскольку для устранения указанных недостатков требуется совершение дополнительных процессуальных действий, что не представляется возможным в условиях кассационного рассмотрения дела, дело подлежит направлению на новое судебное рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, провести подготовку дела к судебному разбирательству, определив обстоятельства имеющие значение и кем из сторон они подлежат доказыванию, предложить ответчику представить доказательства опровергающие представленные в обоснование иска материалы проверки, при необходимости разрешения вопросов требующих специальных познаний, обсудить вопрос о назначении эксперта, в зависимости от представленных сторонами доказательств, оценив их в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, разрешить спор по существу.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого судаО П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Восточного районного суда г.Бийска Алтайского края от 17 мая 2011 года отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи: