Итоговый документ суда



Судья Жуков В.А.                                                                             Дело № 33-5334/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2011 года                                                                                                г. Барнаул

 

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Вишняковой С.Г.,

судей Секериной О.И., Мжельской Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края на решение Заринского городского суда Алтайского края от 20 апреля 2011 года

по делу по иску Солодиловой Л.Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края о признании незаконным решения, включении периода в специальный стаж, признании права на досрочную пенсию.

Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Солодилова Л.Д. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заринске и Заринском районе (далее УПФР в г. Заринске и Заринском районе) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении в специальный трудовой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 11.01.1994 г., а также признания за ней права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02.02.2011 г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет. Не зачтены в специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 11.01.1994 г.. В связи с чем просит включить данный период в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и обязать УПФР в г. Заринске и Заринском районе назначить трудовую пенсию с 08.12.2010г.

Решением Заринского городского суда Алтайского края от 20 апреля 2011 г. исковые требования Солодиловой Л.Д. удовлетворены.

Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда  Российской Федерации в  г. Заринске и Заринском районе от  02.02.2011 г. № 28735 об отказе в назначении Солодиловой Л.Д. досрочной трудовой пенсии по старости признано незаконным.

За Солодиловой Л.Д. признано право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Заринске и Заринском районе возложена обязанность включить в специальный стаж Солодиловой Л.Д., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 11.01.1994 г., и назначить пенсию по старости в связи со специальным стажем с 08.12.2010 г..

В кассационной жалобе ответчик ГУ - УПФ РФ в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края просит об отмене решения суда, указывая, что в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, подлежит включению период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком только до достижения им возраста 1,5 лет и только до 06.10.1992 г.

Ссылаясь на то, что Разъяснением Минтруда России от 22.05.1996 г. № 5 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», установлено включение периода нахождения женщины в отпуске до 06.10.1992 г. и при этом не конкретизировано о каком отпуске идет речь (до 1,5 лет либо до 3 лет). Абз. 2 п. 7 разъяснения, утвержденным Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 23/24-11, в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, засчитывалось время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Кроме того, понятия «стаж работы по специальности» и «стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях (стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью)» не являются тождественными.

Также, суд исходил из того, что начало декретного отпуска Солодиловой Л.Д. выпало на 28.12.1991 г., в то время как она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 28.12.1991 г. по 16.02.1993 г., а затем отдельным приказом (№ 25 от 01.03.1993 г.) истцу был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

По общему правилу, женщины, достигшие возраста 55 лет, имеют право на трудовую пенсию по старости (ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочную пенсию пользуются лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ, применяются Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в соответствии с п.5 которых, в специальный стаж включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. При досрочном назначении трудовой пенсии из стажа на соответствующих видах работ исключаются отпуска по уходу за ребенком, учебные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, административные отпуска, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника), имевшие место в течение всех периодов, включаемых в специальный стаж.

Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж работы Солодиловой Л.Д.  периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 11.01.1994 г., суд исходил из того, что начало отпуска имело место до 06.10.1992 г., когда действующее законодательство предоставляло возможность включения времени отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в том числе для случаев  назначения пенсии на льготных условиях.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.

Так, статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 г., в период возникновения спорных правоотношений предусматривала включение  времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

При этом в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В связи со вступлением в силу с 6 октября 1992 г. Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» в статью 167 КЗоТ РСФСР были внесены изменения, и период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Аналогичная позиция содержится в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Как видно из материалов дела Солодилова Л.Д, начиная с 28.12.1991 г. непрерывно находилась в отпуске по  уходу за ребенком, фактически к работе не приступала и, поскольку начало данного периода имело место до вышеуказанных изменений закона, предоставлявшего возможность включения указанного периода в специальный стаж, с учетом длящегося характера спорных правоотношений, требование истицы о включении указанного периода в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, правомерно.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Заринского городского суда Алтайского края от 20 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200