Итоговый документ суда



Судья Аман З.В.                                                                            Дело № 33-5969/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2011 года                                                                                            г. Барнаул

 

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего  Вишняковой С.Г.,

судей Терентьевой В.К., Мжельской Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца Хохряковой Марии Ивановны на решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 26 мая 2011 года

по делу по иску Хохряковой М.И. к Государственному учреждению - управление  Пенсионного фонда Российской Федерации в Ребрихинском районе Алтайского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хохрякова М.И. обратилась в суд с иском к ГУ - управление Пенсионного фонда РФ в Ребрихинском районе Алтайского края (далее ГУ-УПФР в Ребрихинском районе) о включении периода работы с 1 декабря 1978 г. по 18 августа 1994 г. в специальный трудовой стаж и о признании за ней права на досрочную трудовую  пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью.

В обоснование заявленных требований указывала, что пенсионным фондом отказано в назначении досрочной пенсии, при этом в специальный стаж не был зачтен период ее работы заведующей профилакторием колхоза им. <..> в период с 01.12.1978 г. по 18.08.1994 г. Полагает, что указанный период подлежит включению в специальный стаж вне зависимости от того, в чьем ведении находилось медицинское учреждение.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, указывая,  что в период ее работы с 01.12.1978 г. по 18.08.1994 г. в  должности заведующего медицинским профилакторием в колхозе им. <..> она пользовалась всеми льготами, предоставляемыми медицинским работникам, в том числе и имела право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. В указанный период времени она осуществляла лечебную и иную деятельность, отпускала физиопроцедуры, выполняла назначения врача, обслуживала не только членов колхоза, но и население села, исполняла обязанности фельдшера и медсестры ФАПа, выезжала на вызовы, непосредственно подчинялась главному врачу районной больницы, ежемесячно предоставляла отчеты в районную больницу о лечебной деятельности. То есть, она исполняла такие же обязанности, как и фельдшер ФАПа, а деятельность профилактория колхоза была тождественна деятельности здравпункта на предприятии. На момент обращения в пенсионный фонд 23.09.2010 г. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, составлял более 25 лет.

Представитель ответчика ГУ-УПФР в Ребрихинском районе в отзыве на исковое заявление указывал, что в стаж для назначения пенсии не засчитан период работы Хохряковой М.И. в колхозе им. <..> Ребрихинского района Алтайского края в качестве заведующего медицинским профилакторием, поскольку такая должность не предусмотрена Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия. Кроме того истицей не представлено доказательств того, что она подвергалась неблагоприятным для здоровья факторам при выполнении физиопроцедур.

Решением Ребрихинского районного суда Алтайского края от 26.05.2011 г.  в  удовлетворении исковых требований Хохряковой М.И. отказано.

В кассационной жалобе Хохрякова М.И. просит об отмене решения суда, направлении дела на новое рассмотрение, указывая, что судом не дана оценка тому, что представитель ответчика не оспаривал факт работы Хохряковой М.И. в качестве фельдшера-акушера, ни характер, ни сложность, ни продолжительность данной работы, в то время как основанием отказа в назначении пенсии явилось работа в качестве заведующей профилакторием.

В суд представлены доказательства того, что Хохрякова М.И. с 01.12.1978 г. работала в должности заведующей медицинским профилакторием полный рабочий день и полную рабочую неделю с совмещением обязанностей фельдшера и медсестры (ФАП).

Несостоятелен вывод суда, что она работала не в учреждении здравоохранения.

Суд не согласился с доводами истца, что медицинский профилакторий является по своей деятельности фельдшерско-акушерским медпунктом, а то время как доказательства этому представлены.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца К., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Разрешая спор, суд установил, что Хохрякова М.И. работала в колхозе им. <..> с  01 декабря 1978 г. по 18 августа 1994 г. в качестве заведующей профилакторием. С 18 августа 1994 года истица принята переводом в <..> ФАП медсестрой, в котором работает по настоящее время,  с 7 февраля 2005 года переведена заведующей.

23 сентября 2010 г. Хохрякова М.И. обратилась в ГУ-УПФР в Ребрихинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФР в Ребрихинском районе № 20 от 30.12.2010 г. Хохряковой М.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия  необходимого 25-летнего  стажа работы, связанной с медицинской деятельностью.  Как следует из протокола,  льготный стаж работы истицы, связанный с лечебной деятельностью, составил 17 лет 03 месяца 20 дней. Период работы Хохряковой М.И. с  1 декабря 1978 г. по 18 августа 1994 г. в качестве заведующей профилакторием в колхозе им. <..> в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, зачтен не был.

Разрешая заявленные требования о признании права на досрочную пенсию и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Хохрякова М.И. работала не в учреждении здравоохранения, а на сельскохозяйственном предприятии; должность заведующего медицинским профилакторием в колхозе соответствующими списками не предусмотрена; доказательств, что колхозный медицинский профилакторий являлся фельдшерским здравпунктом (медпунктом) не представлено, также не представлено доказательств,  свидетельствующих о работе Хохряковой М.И. в спорный период в качестве фельдшера или медицинской сестры   физиотерапевтического кабинета  в ФАПе и  в медицинском профилактории колхоза им. <..>.

Судебная коллегия полагает, что суд пришел к правильным выводам, основанным на законе и соответствующим обстоятельствам дела.

Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах независимо от их возраста.

В силу п. 2 ст. 27 Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и осуществлением этой деятельности в учреждениях здравоохранения.

На момент обращения Хохряковой М.И. за установлением пенсии действовал Список № 781, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г.

В период работы истца в должности заведующей профилакторием действовал Перечень, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», а также Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная или иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

Наименование должности «заведующий профилакторием», как и наименование учреждения - «профилакторий» или «колхоз» указанными списками не предусмотрены.

Предусматривая списки должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что оснований для включения периода работы Хохряковой М.И. с  1 декабря 1978 г. по 18 августа 1994 г. в должности заведующей профилакторием в колхозе в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не имеется.

Также судебная коллегия полагает, что суд дал надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, не согласившись с доводами Хохряковой М.И., что колхозный профилакторий являлся фельдшерским здравпунктом (медпунктом), а также, что она в спорный период работала в качестве фельдшера или медицинской сестры, поскольку доказательств тому, что профилакторий являлся медицинским учреждением, а также, что, работая в должности заведующей, Хохрякова М.И. занималась медицинской деятельностью, фактически выполняя обязанности фельдшера или медсестры, истцом не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 26 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хохряковой М.И. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200