Итоговый документ суда



Судья Малешева Л.С.                                        Дело №33-6336/11

                                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 июля 2011 года                                                              г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе председательствующего: Посох Л.В.

судей краевого суда : Зацепина Е.М., Поповой Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной  жалобе  истцов Семирековой Н.М., Семирекова Н.Ф.. на решение Центрального районного суда г. Барнаула      Алтайского    края    от 03 мая  2011 года   по иску Семирекова Н.Ф., Семирековой Н.М. к Шаталову И.В., Маслову В.Н. о компенсации морального вреда.

    Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия

 

                                               УСТАНОВИЛА:

         Истцы обратились в суд с данным иском, указав, что проживают в  квартире № <..> по проезду <..>, одной семьей вместе с сыном Семирековым Е.Н..

Ответчики владеют второй половиной дома. 16 октября 2010 г. ответчики прекратили подачу воды к половине дома истцов, перекрыв водоснабжение в своем подвале. В подвал никого не впускают. Ни на административные меры, ни на судебное решение не реагируют. По день обращения в суд вода в половине дома истцов по вине ответчиков отсутствует.

В связи с отсутствием в доме воды истцы вынуждены ходить за водой на ул. Веховского, на ближайшую к их  дому водоколонку, которая расположена на расстоянии 700 метров от дома. Воду доставляется в дом при помощи ведер. В течение дня истцы ходят за водой не менее 4 раз, поскольку больше, чем по одному ведру за один раз ни одному из них носить нельзя по состоянию здоровья. Раз в неделю, когда истцы топят баню, за водой приходится ходить не менее 14 раз. Кроме того, для стирки белья раз в неделю необходимо не менее 9 ведер воды.

Истец Семиреков Н.Ф., страдает онкологическим заболеванием. По состоянию здоровья поднимать тяжести ему строго запрещено. Семирекова Н.М. страдает сахарным диабетом и артериальной гипертензией. Ей противопоказаны любого рода стрессы и беспокойства, другими словами, нельзя нервничать.

На протяжение шести месяцев в зимний период времени истцы лишены возможности пользоваться водой, т.е. лишены имеющегося прежде благоустройства.

Действиями ответчиков истцам причинен моральный вред, который выразился в физических и нравственных страданиях.

Физические страдания обусловлены необходимостью постоянно (ежедневно по нескольку раз в день) носить и поднимать тяжелые ведра с водой. Это доставляет большие неудобства и вызывает ухудшение состояния их здоровья. Нравственные страдания истцов складываются из переживаний по поводу своего физического здоровья и неспособности вести привычный образ жизни. Это доставляет им немалые переживания. Помимо того, нравственные страдания усугубились крайне неуважительным отношением ответчиков, которые игнорируют даже судебное решение и не открывают доступ воды в половину дома истцов.

Семирекова Н.М. просит взыскать в солидарном порядке с ответчиков Шаталова И.В., Маслова В.Н.  в качестве компенсации морального вреда  <..> руб., Семиреков Н.Ф., просит взыскать в солидарном порядке с ответчиков Шаталова И.В., Маслова В.Н.  в качестве компенсации морального вреда  <..> руб.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула      Алтайского    края    от 03 мая  2011 года истцам в  иске отказано.

В кассационной жалобе истцы просят  решение суда отменить, вынести новое об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указали, что причинение морального вреда они обосновывают тем, что вынуждены ходить за водой в ближайшую водоколонку за 700 м от дома. Поскольку каждый из истцов страдает серьезными  заболеваниями, то от ежедневного ношения ведер здоровье ухудшается. Нравственные страдания складываются из переживаний по поводу своего физического здоровья и неспособности нести привычный образ жизни. Кроме того, они усугубились крайне неуважительным отношением к истцам ответчиков, которые игнорируют даже судебное решение и не открывают доступ воды в половину дома истцов до сих пор.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения истца Семирековой Н.М., поддержавшей доводы жалобы и ответчика Маслова В.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив  доводы жалобы,  судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Статья 12 ГК РФ - в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.

Гражданский кодекс РФ установил, что моральный вред подлежит денежной компенсации при условии, что он явился результатом действий, нарушающих личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом (статья 151 ГК РФ).

В силу закона к нематериальным благам гражданина относятся жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, честь, доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и другие (статья 150 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1099 ГК РФ - основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, при этом размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (статья 1101 ГК РФ).

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 2 постановления от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснил, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению в рамках рассматриваемого спора, являются: факт причинения морального вреда и его размер, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и причиненным моральным вредом, в чем выразились нравственные и физические страдания истца, степень вины причинителя морального вреда.

В порядке статей 12, 56 ГПК РФ обязанность вышеуказанных обстоятельств возложена судом на истцов.

Предъявляя требования о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, истцы утверждают, что моральный вред причинен им в результате незаконных действий ответчика, выразившихся в  прекращении водоснабжения квартиры № <..> дома по проезду <..>, где проживают Семирековы, что в свою очередь повлекло нравственные и физические страдания истцов, вызванные неудобствами и переживаниями в связи с отсутствием воды, неуважительным поведением ответчиков. Из-за незаконных действий ответчиков истцы подрывают свое здоровье.

  При установленных обстоятельствах, требования суд пришел к верному выводу, что  иск не подлежат удовлетворению, поскольку моральный вред, причинен истцам в результате нарушения их  имущественных прав по пользованию водоснабжением, а указанные истцами переживания  и  физические страдания по своему содержанию не являются физическими или нравственными страданиями, которые в соответствии со ст. ст. 151 и 1099 ГК РФ являются основанием для денежной компенсации морального вреда.

Доводов  влияющих на законность решения суда с приведением  доказательств, их подтверждающих жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

       Кассационную  истцов Семирековой Н.М., Семирекова Н.Ф.. на решение Центрального районного суда г. Барнаула      Алтайского    края    от 03 мая  2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200