Итоговый документ суда



Судья    Новиков Е.И.

дело № 33-9252/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 октября  2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда

в составе

председательствующего       Вишняковой С.Г.

судей       Секериной О.И., Мжельской Г.А.

рассмотрела  в открытом судебном заседании  кассационную жалобу истца Колобова А.Л.   на решение    Кулундинского районного суда  Алтайского края  от 14 июля 2011г.

по делу по иску Колобова А. Л. к Министерству финансов РФ и ОВД по Кулундинскому району о взыскании  денежной компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г.,  

У С Т А Н О В И Л А :

 

Колобов А.Л. содержался в ИВС ОВД по Кулундинскому с 10 октября 2001г. по 17 января 2002года, с 07 февраля 2010г. по 17 февраля 2010г. и с 07 июня 2010г. по 17 июня 2010г.  

Колобов А.Л. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ и ОВД по Кулундинскому району о компенсации морального вреда в размере * руб., указав, что он в период с 10 октября 2001г. по 17 января 2002 года, а также с 07 февраля 2010г. по 17 февраля 2010г. и с 07 июня 2010г. по 17 июня 2010г. содержался в ИВС ОВД Кулундинского района в условиях, не отвечающих требованиям закона, и унижающим его человеческое достоинство, что причинило ему нравственные и физические страдания, влекущие возмещение морального вреда.

К ненадлежащим условиям он относит: необеспечение трехразовым питанием; то обстоятельство, что площадь камер не соответствовала количеству содержащихся заключенных; не производилась замена постельного белья; отсутствовали койкоместа; камеры не оборудованы осветительными приборами, в том числе отсутствовало ночное освещение; отсутствовали окна для проветривания и доступа дневного света; отсутствовала канализация; камеры не были оборудованы санузлами, не было унитаза, а предоставленное для отправления естественных надобностей ведро создавало неудобства; не было раковин для мытья посуды; не проводилось кварцевание и дезинфекция камер.  

В ходе судебного разбирательства истец увеличил исковые требования и просил о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере * рублей, учитывая, что в период его содержания в ИВС с 07 по 17 июня 2010 года из-за того, что перестали давать лапшу быстрого приготовления и горячее питание было только два дня 7 и 8 июня, у него произошло обострение гастрита, ему  15.06.2010г. была оказана медицинская помощь.

Представитель ОВД по Кулундинскому району, возражая против иска, указывал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих нравственные и душевные страдания, факт ненадлежащего питания в ИВС с 07 по 17.06.2010г., и причинную связь с  возникшим заболеванием.

Кроме того, отсутствует причинная связь между условиями содержания истца в ИВС и наличием какого-либо вреда который, по мнению истца, ему причинен. Также считает, что ОВД является ненадлежащим ответчиком по данному требованию. Колобов А.Л. правомерно содержался в ИВС.

Решением Кулундинского районного суда Алтайского края от 14 июля 2011 года   с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Колобова Алексея Леонидовича в возмещение морального вреда взыскана *  рублей.

С таким решением не согласился истец, в кассационной жалобе он просит об отмене решения и  направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что взысканная судом денежная компенсация морального вреда является крайне малой и не выполняет задачи  компенсации нравственных и физических страданий, причиненных в результате содержания в ненадлежащий условиях в изоляторе временного содержания.

Проверив материалы дела в рамках доводов кассационной жалобы по основаниям ст. 347 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает  решение суда подлежащим изменению.

Нормами ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.( ст. 1101 п.1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.)

Как установлено судом и следует из материалов дела Колобов А.Л. находился в ИВС ОВД по Кулундинскому с 16 по 18 августа 2000г., с 10 октября 2001г. по 17 января 2002года, с 07 февраля 2010г. по 17 февраля 2010г., и с 07 июня 2010г. по 17 июня 2010г.  

При помещении в ИВС и убытии из него, истец жалоб на здоровье не предъявлял, кроме жалоб на плохое зрение 17.06.2010г. В период пребывания в ИВС медицинская помощь ему оказывалась один раз 15.06.2010г. в связи с обострением хронического гастрита.

Также судом установлено, и подтверждается представленными в суд документами, что ИВС ОВД по Кулундинскому району представляет собой помещение подвального типа состоящего из 8 камер, санпропускник отсутствует, санузлов в камерах нет, освещение искусственное с использованием электроламп ЛП-80 закрытого исполнения, вентиляция приточно-вытяжная, включающаяся через каждый час либо по просьбе содержащихся, что установлено Санитарным паспортом ИВС, имеются постельные принадлежности, санитарная обработка арестованных проводится в центральной бане района, питание организовано согласно договора - трехразовое, в камерах с 2006г. имеется водопровод, установлены столы для приема пищи, полочки для хранения продуктов питания и туалетных принадлежностей, металлические кровати. Соблюдается дезинфекционный и прогулочный режим арестованных, в камерах радиоточки. Отправление естественных надобностей производилось в определенную емкость - фляга, которая опорожнялась один раз в сутки, биотуалеты были установлены в августе-сентябре 2007г. Индивидуальные спальные места имеют необходимый комплект предметов, общая площадь камер соответствует количеству содержанных, а именно в камере № 4 и 6, где содержался Колобов А.Л. в течение 2010г. санитарные нормы соблюдались.

Суд, рассматривая требования истца, пришел к выводу о  доказанности ненадлежащих условий содержания в указанный истцом период в ИВС ОВД по Кулундинскому району. А именно, условия содержания в противоречии нормам и правилам, установленным Госкомсанэпидемнадзором и требованиям ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; в частности отсутствовал санпропускник с душевой,   отправление естественных надобностей происходило в камере, естественное освещение в камере отсутствовало.

С указанными выводом суда судебная коллегия соглашается, полагая его основанным на законе, мотивированным в судебном решении и подтвержденном представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В части требований о возмещении вреда, причиненного здоровью, суд пришел к выводу о недоказанности факта ненадлежащего питания истца, а также причинно-следственной связи обострения заболевания с режимом питания.    Указанный вывод судебная коллегия полагает подтвержденным представленными доказательствами, в частности   бракеражным журналом ИВС ОВД по Кулундинскому району, в соответствии с которым, питание в период с 07 по 17.06. 2010 года у лиц содержащихся в ИВС было трехразовое в соответствии с установленными нормами, копией договора на питание от 01.01.2010г.

Доказательств обратного истцом представлено не было.

Определяя размер денежной компенсации морального вреда  в  сумме * руб., суд принял во внимание фактические обстоятельства - время нахождения истца в ИВС, отсутствие наступления каких-либо последствий для истца и с учетом принципа разумности и справедливости.

Вместе с тем, иные заслуживающие внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, судом учтены при  определении размера денежной компенсации не были.

В частности, судом не учтены, как то предусмотрено законом, (ст.ст. 151,110  Гражданского кодекса Российской Федерации) степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий.

А именно, не учтено, что виновным лицом  является государственный орган, истец вынужден был находиться в условиях, не отвечающих установленным требованиям, в связи с применением к нему мер принуждения в рамках уголовного судопроизводства,  в один из спорных периодов времени истец в ненадлежащих условиях содержался более трех месяцев подряд.

При таких обстоятельствах размер денежной компенсации морального вреда взысканный судом, судебная коллегия находит недостаточным.

Вместе с тем, не усматривает оснований  судебная коллегия и для удовлетворения требований истца в полном объеме, принимая во внимание изложенное выше, то, что  нарушения прав истца установлены лишь в части.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что  моральный вред признается законом  вредом не имущественным, и следовательно суд лишен возможности обязать  ответчика реально компенсировать  истцу  моральные и физические страдания, поскольку  законодательством предусмотрена лишь  взыскание денежной компенсации.

Учитывая изложенное выше, иные фактические обстоятельства  установленные судом, требования норм ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает необходимым изменить судебное решение в части   размера денежной компенсации морального вреда, определив ее размер в сумме * руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 347, 361  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Кассационную жалобу истца Колобова А.Л. удовлетворить в части.

Решение    Кулундинского районного суда  Алтайского края  от 14 июля 2011г. изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.

«Исковые требования Колобова Алексея Леонидовича удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Колобова Алексея Леонидовича в возмещение морального вреда * рублей.»

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200