Судья Емельянова Е.В. Дело № 33-9403-11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 ноября 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Поповой Н.П.
судей Зацепина Е.М., Еремина В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 августа 2011 года по делу по иску Лысиковой М.Г. к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Лысикова М.Г. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Барнауле о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы в (…) в должности (…) с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г. в льготном исчислении (календарный год как год и шесть месяцев); включении в специальный трудовой стаж периодов прохождения повышения квалификации с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г. в льготном исчислении; возложении обязанности по досрочному назначению истцу трудовой пенсии по старости со дня обращения в УПФР в г. Барнауле -*г.
В обоснование требований указывала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 16 мая 2011г. в назначении пенсии по старости в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа работы по специальности в течение 30 лет.
Ответчиком при назначении трудовой пенсии по старости необоснованно не включена в стаж в льготном исчислении работа истца в (…) в должности (…) в периоды: с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., так как наименование отделения не предусмотрено Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения. Кроме того, по причине отсутствия правовых оснований не включены в специальный стаж периоды прохождения повышения квалификации с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г. во время работы в вышеуказанной должности.
Согласно указанному решению стаж работы Лысиковой М.Г. в связи с осуществлением лечебной деятельности исчисленный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2008 № 781 составляет 22 года 4 месяца 5 дней.
Истица полагала, что все вышеперечисленные периоды работы подлежат включению в ее специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 августа 2011 года исковые требования удовлетворены частично.
Решение ГУ УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края от 16.05.2011г. № 38 п.4.1. об отказе в установлении Лысиковой М.Г. досрочной трудовой пенсии по старости признано незаконным в части.
На УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края возложена обязанность по включению в специальный стаж Лысиковой М.Г., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г. в льготном исчислении (год работы как год и шесть месяцев), по включению в указанный специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г., с *г. по *г.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С УПФ РФ в г. Барнауле Алтайского края в пользу Лысиковой М.Г. взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме *рублей.
В кассационной жалобе ответчик УПФР в г. Барнауле просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа, не содержит такого наименования отделения как отделение трансплантации почки и гемодиализа. В период действия Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, действовал перечень хирургических отделений для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федераци, утвержденном приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377, в котором также отсутствовало наименование отделения (…). Осуществление операций по трансплантации почки не свидетельствует о хирургическом профиле отделения, в котором работала истец.
Ни Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Министерством здравоохранения РФ от 12 октября 1999 года № 371, ни Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 января 1999 года № 28 не относят отделение трансплантации почки и гемодиализа к хирургическому отделению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав истца Лысикову М.Г., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, проверяя его законность и обоснованность в пределах доводов кассационной жалобы на основании ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С 01 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При установлении пенсии до 01 января 2002 года применялись нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 года N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежат применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
В разделе «Наименование должностей» данного Списка поименован средний медицинский персонал, в том числе операционная медицинская сестра, в разделе «Наименование учреждений» - больницы всех наименований, медико-санитарная часть (п.п.1,4).
При этом пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев (п.п. «б» п.5 Правил).
В пункте 1 разделов «Наименование структурных подразделений», «Наименование должностей» Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены операционные медицинские сестры в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка, в частности в хирургическом отделении (в том числе по пересадке органов), тогда как в соответствии с ранее действовавшим до 01 ноября 1999 года Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в льготном порядке (один год работы за один год и шесть месяцев) исчислялась работа среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров без указания их конкретного перечня.
Удовлетворяя исковые требования Лысиковой М.Г. в части включения в ее специальный стаж в льготном порядке периодов работы в должности (…), суд первой инстанции исходил из того, что в указанные периоды времени истец выполняла работу (…) в отделении, являющемся хирургическим, что дает ей право на исчисление стажа в льготном порядке.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ответчик, не оспаривая включение периодов работы истца в должности (…) в (…) в специальный стаж, полагал, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж в календарном порядке, поскольку в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения отсутствует отделение, в котором работала истец.
Действительно, в вышеприведенном Перечне, применяемом при определении права лица на льготное исчисление стажа работы, отсутствует наименование отделения трансплантации почки и гемодиализа медико-санитарной части. Однако в нем предусмотрена работа в таком структурном подразделении как хирургическое (в том числе по пересадке органов) отделение стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка.
Поскольку Положением о краевом отделении трансплантации почки и гемодиализа, являющимся приложением к приказу отдела здравоохранения г.Барнаула от *года №* об открытии отделения трансплантации почки и гемодиализа, отделение трансплантации почки и гемодиализа, в котором осуществляла трудовую деятельность истец, отнесено к хирургическому (л.д.23), то суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для льготного исчисления указанных периодов работы.
Иная оценка доказательств и основанная на ней противоположная позиция ответчика могут повлечь неоправданное ограничение прав Лысиковой М.Г., трудовая деятельность которой протекала в хирургическом отделении в условиях повышенного неблагоприятного воздействия различного рода факторов.
Что касается периодов нахождения Лысиковой М.Г. на курсах повышения квалификации, то, разрешая спор в указанной части, суд также пришел к правильному выводу о наличии оснований для их включения в специальный стаж истца.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации, а также ст.112 ранее действовавшего Кодекса законов о труде РСФСР в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а потому указанные периоды, вопреки доводам кассационной жалобы, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для льготного исчисления периодов работы Лысиковой М.Г. в должности (…) в (…), а также включения в специальный стаж периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации.
Довод жалобы о том, что в период действия Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, действовал перечень хирургических отделений для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденном приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377, в котором отсутствовало наименование отделения трансплантации почки и гемодиализа, не может быть принят во внимание, поскольку вышеуказанный Список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, действовавший в период выполнения работы истца в (…), содержал лишь указание на профиль отделения, в котором необходимо осуществлять работу операционной медсестре для льготного исчисления ей стажа, а не исчерпывающий перечень наименований отделений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 361 ГПК, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 августа 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: