Итоговый документ суда



Судья Сафронова М.В.                                                         Дело № 33-9362/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2011 года                                                                                г. Барнаул

 

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда          в составе

председательствующего  Кавуновой В.В.

судей                                  Еремина В.А., Зацепина Е.М.

с участием прокурора      Шукуровой Н.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе истца Северина О.В. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 августа 2011 года по иску Северина  О.В. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю, Отделению Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю по г. Барнаулу о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.

Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Северин О.В. обратился в суд с иском к Минфину Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю, Отделению Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю по г. Барнаулу, просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме «...» рублей.

В обоснование требований ссылался на то, что приговором судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 17 апреля 1992 года он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей «...» Уголовного кодекса РСФСР, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком четыре года с отбыванием наказания в воспитательно-трудовой колонии, в срок наказания зачтено нахождение под стражей с 07 июня 1991 года по 22 августа 1991 года, он взят под стражу в зале суда. Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06 июля 1992 года приговор Алтайского краевого суда от 17 апреля 1992 года в отношении Северина О.В. отменен, дело в этой части направлено на новое расследование. Постановлением заместителя прокурора Алтайского края от 27 апреля 1993 года уголовное дело по его обвинению прекращено за недоказанностью обвинения.

Истец полагал, что незаконным уголовным преследованием ему причинен подлежащий возмещению моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях, перенесенных им в несовершеннолетнем возрасте, в том числе в период содержания под стражей.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 15 августа 2011 года иск Северина О.В. оставлен без удовлетворения.

Принимая решение, суд исходил из того, что до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть до 01 марта 1996 года, возмещение морального вреда в связи с незаконным уголовным преследованием независимо от вины причинителя вреда предусмотрено не было.

В кассационной жалобе истец Северин О.В. просит об отмене решения суда, указывая, что статьям 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации законом о введении в действие этого кодекса придала обратная сила, они распространяются на отношения, возникшие после 01 марта 1993 года, а значит суд необоснованно отказал ему в возмещении морального вреда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав истца Северина О.В., прокурора Шукурову Н.Л., судебная коллегия оставляет решение суда без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно статье 1100 названного Кодекса компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.

         Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором судебной коллегии по уголовным делам Алтайского краевого суда от 17 апреля 1992 года истец признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей «...» Уголовного кодекса РСФСР, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком четыре года с отбыванием наказания в воспитательно-трудовой колонии, в срок наказания зачтено нахождение под стражей с 07 июня 1991 года по 22 августа 1991 года. Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06 июля 1992 года приговор Алтайского краевого суда от 17 апреля 1992 года в отношении Северина О.В. отменен, дело в этой части направлено на новое расследование. Постановлением заместителя прокурора Алтайского края от 27 апреля 1993 года уголовное дело по обвинению Северина О.В. прекращено за недоказанностью обвинения.

Таким образом, суд правомерно пришел к выводу, что незаконное привлечение истца к уголовной ответственности имело место до введения в действие части второй Гражданского кодекса РФ, в период действия Основ гражданского законодательства.

Возможность компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности  предусмотрена статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая вступила в действие с 01 марта 1996 года. Обратная сила данной норме не придана (статья 12 Федерального закона РФ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем моральный вред, причиненный до введения ее действие, компенсации не подлежит.

Соответствующее разъяснение изложено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», пункт 6 которого предусматривает, что, если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен, и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы.

В период незаконного привлечения истца к уголовной ответственности действовала статья 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР, предусматривающая право на возмещение морально вреда. Однако вред возмещался при наличии вины причинителя вреда.

Исходя из вышеизложенного, права на компенсацию морального вреда Северин О.В. не имеет.

         Таким образом, представленные в кассационной жалобе доводы не ставят под сомнение законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения как основанные на неверном толковании норм материального права.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 15 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Северина О.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200