Судья Срыбных И.А. Дело № 33-9370/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Секериной О.И.
судей Зубиловой Е.В., Тарасовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Шипуновском районе Алтайского края на решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 19 сентября 2011 года по делу по иску Шаталова В.Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Шипуновском районе Алтайского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в стаж работы периодов деятельности в учреждениях для детей,
Заслушав доклад судьи Зубиловой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаталов В.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Шипуновском районе Алтайского края, в котором просил включить в специальный стаж период работы с * по *гг. ( *лет *месяцев) в должности (…) в (…) (далее - (…); возложить на ответчика обязанность назначить трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с * года и выплатить назначенную досрочно трудовую пенсию с указанной выше даты.
В процессе рассмотрения дела, истец уточнил заявленные исковые требования и в окончательном варианте просил признать незаконным отказ ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Шипуновском районе Алтайского края (далее - УПФ РФ в Шипуновском районе) в назначении досрочной трудовой пенсии от * года, возложить на ответчика обязанность включить период его работы в должности (…) в (…) с * года по * года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения - с * года, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере *рублей.
В обоснование требований истец указал, что на момент обращения в УПФ РФ в Шипуновском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии, его трудовой педагогический стаж составил * лет * месяца * дней, т.е. более 25 лет, предусмотренных пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решением УПФ РФ в Шипуновском районе от * года в назначении досрочной пенсии отказано; спорный период - с * года по * года не был зачтен в специальный стаж, поскольку на * года стаж работы истца в должностях и учреждениях, указанных в Списке, составляет менее *лет * месяцев. Истец полагает, что в его случае необходимо применять ранее действовавшее законодательство (ст.80-82 ФЗ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), в соответствии с которым лица, занимавшиеся педагогической деятельностью, имели право на пенсию за выслугу лет, которая предоставлялась независимо от достижения общего пенсионного возраста; иное противоречило бы правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в постановлении №2 от 29.01.2004 года.
Решением Шипуновского районного суда Алтайского края от 19 сентября 2011 года исковые требования Шаталова В.Н. удовлетворены.
Признано незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Шипуновском районе № * от * года.
На ГУ-УПФ РФ в Шипуновском районе возложена обязанность включить период работы Шаталова В.Н. в должности (…) в (…) с года по *года в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Шипуновском районе Алтайского края возложена обязанность назначить Шаталову В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с *года.
С ГУ-УПФ РФ в Шипуновском районе в пользу Шаталова Владимира Николаевича взыскана государственная пошлина в размере * рублей.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судом были неправильно истолкованы положения п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Данным пунктом определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Вопреки указанной норме, суд пришел к неправильном выводу о возможности включения спорного периода работы в льготный стаж, поскольку истец по состоянию на * года имел специальный стаж работы по должности в учреждении дополнительного образования для детей *лет *месяцев *дней.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы согласно ч.1 ст.347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения истца, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия отменяет решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Судом установлено, что * года Шаталов В.Н. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Решением ГУ - Управления ПФР в Шипуновском районе Алтайского края за №* п.2 от * года Шаталову В.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что период его работы в должности (…) в (…) с * года по * года не зачтен в специальный стаж. На * года специальный стаж Шаталова В.Н., дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью составил *лет *месяцев * дней, что менее требуемого стажа *лет *месяцев на * года.
Принимая решение о включении Шаталову В.Н. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода его работы с * года по * года в вышеуказанной должности, суд исходил из того, что, приобретенное истцом до 01.01.2001 года право в сфере пенсионного обеспечения подлежит учету по правилам п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ.
Иное толкование закона свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, что выражалось бы в отмене льгот и гарантий, установленных ранее действовавшим законодательством, что недопустимо в соответствии со ст.55 Конституции РФ, определяющей, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что поскольку до * года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных пенсий педагогическим работникам, так и после этого Шаталов В.Н. непрерывно и постоянно выполнял одни и те же трудовые функции, а именно осуществлял педагогическую деятельность в учреждении для детей, спорный период трудовой деятельности Шаталова В.Н. с * года по * года подлежит включению в специальный стаж работы независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения на это права.
С данным выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На момент обращения Шаталова В.Н. к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости действовали Списки и Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Список и Правила N 781).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Согласно вышеуказанных Списков, в перечне должностей (п.2) имеется наименование должности «Тренер-преподаватель», а в перечне учреждений (п.2) указаны детско-юношеские спортивные школы всех наименований.
Как следует из материалов дела, в спорный период времени с * года по * года истец осуществлял педагогическую деятельность в должности (…) в (…), которое в соответствии с указанными правовыми актами отнесено к внешкольным учреждениям для детей, а потому такие периоды подлежат включению в педагогический стаж, как предусмотренные разделом 2 Списка N 781.
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа в должности (…)в (…) с * года по * года могла быть зачтена в специальный стаж работы Шаталову В.Н. только в том случае, если бы на указанную дату истец имел стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее * лет * месяцев.
Между тем на * года специальный стаж истца с учетом исключенных периодов (отпусков без содержания) составляет менее *лет * месяцев, а именно *лет *месяцев *дней, следовательно, вывод суда о наличии у Шаталова В.Н. необходимого специального стажа и признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии нельзя признать правомерным.
Необходимость такого применения вышеприведенных норм пенсионного законодательства следует как из их буквального содержания, так и из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 июля 2010 года № 1014-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Коноваловой Алевтины Петровны на нарушение её конституционных прав подп. «в» п.8 и п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, выводы суда о возможности включения в специальный стаж Шаталова В.Н. периода его работы в должности (…) в (…) с *года по * года противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе Шаталову В.Н. в удовлетворении заявленных исковых требований.
В связи с изложенным, руководствуясь ст.362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Кассационную жалобу ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Шипуновском районе Алтайского края удовлетворить.
Решение Шипуновского районного суда Алтайского края от 19 сентября 2011 года отменить, по делу принять новое решение, которым Шаталову В.Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Шипуновском районе Алтайского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в стаж работы периодов деятельности в учреждениях для детей, - отказать.
Председательствующий
Судьи