Судья Белодеденко И.Г. Дело №33-10796/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 декабря 2011 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Секериной О.И., Кавуновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам истца Беляевой В.Б., представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 сентября 2011 года
по делу по иску Беляевой В.Б. к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Беляева В.Б. обратилась в суд к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю, Главному управлению внутренних дел по Алтайскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю с иском о компенсации морального вреда в сумме * руб., причиненного ненадлежащими условиями содержания ее под стражей.
В обоснование заявленных требований истица указала, что в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности она содержалась в изоляторе временного содержания в течение 8 суток в период с *г. по *г., и в следственном изоляторе ИЗ 17/1 в течение 13 суток в период с *г. по *г. Приговором Центрального районного суда г.Барнаула от 27.06.2001г. истица оправдана по ч.3 ст. 163 УК РФ за недоказанностью вины в совершении преступления. В период содержания под стражей предусмотренные законодательством нормы и правила содержания в ИВС и ИЗ 17/1 г.Барнаула были нарушены, что выразилось в следующем: количество заключенных, содержащихся в камерах, не соответствовало площади помещения; спальные места в ИВС не были оборудованы, спальные принадлежности не выдавались, приходилось спать на бетонном полу, в камерах отсутствовали система вентиляции, отопление, горячая вода, не был огорожен санузел. Указанные условия содержания в ИВС способствовали быстрому ухудшению состояния здоровья истца, открылось кровотечение, поднялась температура, обострилась гипертония и сердечная недостаточность. Несмотря на обращения истицы, медицинская помощь Беляевой В.Б. не была оказана. По доставлению истца в ИЗ 17/1, в течение ночи с 20 на 21 января она содержалась в подвальном помещении размером не более 20 кв.м., в котором находилось не менее 40 заключенных. В данном помещении отсутствовал пол, туалет, вода. Впоследствии, в течение 13 суток истица содержалась в трех камерах, площадь которых не соответствовала количеству содержащихся в них заключенных. В Учреждении ИЗ 17/1 истица не была обеспечена постельными принадлежностями, в камерах не работала вентиляция, не производилась уборка, не убиралось туалетное место, в результате чего стоял неприятный запах, постоянно горел свет, который мешал спать. Несмотря на медицинские противопоказания и болезненное состояние, истицу принудительно выводили на прогулку в холодный период. Персонал обращался с заключенными крайне грубо и оскорбительно. В результате такого содержания в ИВС и Учреждении ИЗ 17/1 у истицы осложнились заболевания: *, было нарушено психическое состояние истца, с *г. по *г. истица проходила лечение по поводу *. По мнению истца, уровень жестокости в период содержания в ИВС и Учреждении ИЗ 17/1 превысил минимальный уровень, который может испытывать лицо, содержащееся под стражей. В связи с изложенным, истица просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме * рублей.
В ходе рассмотрения дела Беляева В.Б. уточнила исковые требования, просила взыскать компенсацию морального вреда, причиненного в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей в ИВС и ИЗ 17/1, с надлежащего ответчика Министерства финансов РФ.
Определением Центрального районного суда г.Барнаула от 30.11.2010г. производство по делу по иску Беляевой В.Б. к Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю, Главному управлению внутренних дел по Алтайскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю о компенсации морального вреда, в части взыскания компенсации морального вреда с Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, прекращено в связи с отказом истца от требований в данной части.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю, Управление внутренних дел по г.Барнаулу (после переименования - УМВД России по г.Барнаулу), Главное управление внутренних дел по Алтайскому краю (после переименования - ГУ МВД России по Алтайскому краю), ФБУ ИЗ 22/1 УФСИН России по Алтайскому краю (после переименования ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 сентября 2011 года исковые требования Беляевой В.Б. удовлетворены в части.
Взыскано с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Беляевой В.Б. компенсация морального вреда в размере * рублей.
В остальной части заявленных требований в удовлетворении отказано.
В кассационной жалобе истица Беляева В.Б. просила отменить решение суда и вынести новое решение, поскольку делая вывод об отсутствии нарушений содержания ее под стражей, суд исходил из отсутствия доказательств, в то время как бремя доказывания лежит на ответчике. Представленными в материалы дела заключения экспертов, а также медицинские документы опровергают выводы суда о недоказанности ухудшения состояния в связи с ненадлежащими условиями содержания. Полагает, взысканная сумма морального вреда является заниженной.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит об отмене решения суда. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что факт нарушения площади камеры без установления иных нарушений условий содержания не является основанием для возмещения морального вреда. Кроме этого, истицей не представлено доказательств в обоснование исковых требований. Суд не установил наличие нравственных страданий, поскольку истец отказалась от проведения судебно-медицинской экспертизы.
В письменных возражениях ответчик УФСИН России по Алтайскому края просил кассационную жалобу Беляевой В.Б. оставить без удовлетворения, кассационную жалобу ответчика Минфина России удовлетворить, решение суда отменить по доводам кассационной жалобы ответчика.
В письменных возражениях ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, кассационной жалобы истца Беляевой В.Б. без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационных жалоб, в соответствии с ч.1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), выслушав истицу Беляеву В.Б., поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителей ответчиков Мартоник Е.А., Арляпову Т.С., поддержавшие кассационную жалобу ответчика, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Согласно ст.4 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст.5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950г. каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в случае законного содержания под стражей лица, осужденного компетентным лицом. Каждый, кто стал жертвой ареста или заключение под стражу в нарушение данной статьи, имеет право на компенсацию.
В соответствии со ст.ст. 1101, 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Размер такой компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено, что Беляева В.Б. в период с *. по *г. находилась под стражей, в том числе с *г. содержалась в изоляторе временного содержания (ИВС), в период с *г. по *г. содержалась в Учреждении ИЗ 17/1 ГУИН Минюста России по Алтайскому краю,
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что имело место нарушение в части несоответствия площади камер установленным законом требованиям, в остальной части иска отказано за недоказанностью.
Как следует из материалов дела, истица содержалась в камерах № *, площадью * кв.м., и № *, площадью * кв.м., оборудованные шестью спальными местами, что не соответствует лимиту наполняемости указанных камер в соответствии с требованиями ст. 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину, в том числе в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что факт нарушения площади камеры без установления иных нарушений условий содержания не является основанием для возмещения морального вреда, являются несостоятельными, поскольку противоречат нормам материального права.
Вывод суда об определении размера денежной компенсации следует признать мотивированным, критерии определения размера компенсации морального вреда, предусмотренные ст. 151, 1101 ГК РФ, судом применены правильно, а доводы кассационной жалобы истца в части определения размера компенсации морального вреда несостоятельными.
Суд обоснованно исходил из анализа и оценки характера и степени причиненных истцу нравственных страданий, учитывал то, что доводы истца об ухудшении состояния здоровья вследствие содержания ее в ненадлежащих условиях в камерах ИВС не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Объективных и бесспорных доказательств в обоснование своих доводов в этой части не представлено.
Судом обоснованно учтен период времени, в течение которого истец находился в ненадлежащих условиях содержания.
Учитывая изложенное, суд правильно определил размер компенсации морального вреда в * руб. Оснований для определения иного размера компенсации, чем это определено судом, у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы кассационной жалобы истца о том, что судом сделаны неверные выводы о недоказанности ненадлежащего содержания истицы в ИВС и СИЗО, а также распределении бремени доказывания, по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, документы, определяющие лимит наполняемости и фактическое количество лиц, содержащихся в ИВС, а также документы, свидетельствующие о содержании Беляевой В.Б. в период с *г. по *г. в ИВС отсутствуют в связи с истечением срока хранения документации, что подтверждается актом № * уничтожения журналов в ИВС при ГУВД АК от *г.
Личное дело Беляевой В.Б. с приобщенной медицинской картой, камерная карточка осужденных, книга количественной проверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе, уничтожено в 2007г. согласно акту № * от *г. за истечением срока хранения в соответствии Указанием ГУИН Минюста России № 18/6/2-691 от 27.08.2004г.
Таким образом, в связи с утратой доказательств за истечением срока хранения, поскольку истица длительное время не обращалась с требованиями о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания под стражей, суд лишен возможности проверить доводы истца.
Доводы кассационной жалобы истца об ухудшении состояния здоровья в связи с ненадлежащими условиями содержания не нашли своего подтверждения.
Из материалов дела усматривается, что по делу проводилась судебная психолого-психиатрическая экспертиза, где эксперты пришли к выводу о том, что психическое расстройство истца состояло в причинно-следственной связи с событиями, являющимися предметом уголовного разбирательства, ситуацией ареста и следствия.
Однако по данным основаниям истице компенсирован моральный вред решением Центрального районного суда г. Барнаула от 27.02.2003г. по делу №2-129/2003 по иску Беляевой В.Б. к Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда, в соответствие с которым с Министерства финансов РФ в пользу Беляевой В,Б. взыскана компенсация морального вреда, причиненного в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным применением в качестве меры пресечения заключение под стражу в размере * руб.
Также по ходатайству истца судом назначалась судебно-медицинская экспертиза, которая была отозвана по заявлению истца.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований частично, суд правомерно исходил из недоказанности доводов истца от том, что причиной ее заболевания явилось именно противоправное поведение ответчика, выразившееся в необеспечении надлежащих условий ее содержания под стражей.
При этом совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая правовая оценка, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы и доводами кассационных жалоб эти выводы не опровергаются.
Иных оснований, влекущих необходимость отмены решения суда, кассационные жалобы не содержат.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Кассационные жалобы истца Беляевой В.Б., представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 сентября 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: